• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

«Медиасобытия»: теория, конца которой нет?

В статье раскрываются ключевые положения и перспективы развития теории медиасобытий, заложенной by Daniel Dayan and Elihu Katz in their 1992 book Media Events: The Live Broadcasting of History. Предложенный ими ритуальный подход к пониманию медиасобытий как интегрирующих общество масштабных теле-перформансов получил множество альтернативных прочтений. Критика церемониальной модели медиасобытий осуществляется преимущественно в следующих трех направлениях: (1) ограничения неодюркгеймианской парадигмы, в рамках которой акцентируется консенсуальный характер медиасобытий; (2) узость изначального определения жанра медиасобытий и трех его сценариев («conquests», «contests», «coronations»); (3) рассмотрение медиасобытий исключительно как телевизионных феноменов, не принимающее во внимание другие типы медиа и их взаимодействие. Показано, что одним из расширений теории Дайяна и Каца может стать развитие концепта трансформативных медиасобытий, понимаемых как медиатизированные социальные драмы, фреймирующие обновление социального порядка или его базовых институтов. При этом отмечаются методологические сложности, связанные с выделением критериев трансформативных медиасобытий. В частности, остаются открытыми вопросы о том, считать ли таковыми события, которые не повлекли радикальных социальных изменений (например, не имевшие успеха протесты); необходимо ли учитывать «вектор» события (прогрессивный или регрессивный); на каких уровнях и в каких сегментах социальной жизни возможны феномены, которые можно квалифицировать как трансформативные медиасобытия. Подчеркивается, что эти концептуальные трудности связаны с более фундаментальной проблемой различения медиасобытий и не-медиасобытий в цифровую эпоху. В заключении высказываются предположения о том, почему в дискуссии о «конце медиасобытий» еще рано ставить точку.