• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Жизненный цикл образовательной организации: эмпирический подход

Управленческие науки. 2019. Т. 9. № 2. С. 78-93.
Михеева С. А., Потина Е. В.

В статье описана модель жизненного цикла школы, предложена методика определения стадии жизненного цикла школы по количественным и качественным параметрам. Представлены результаты её апробации по выборке из четырёх школ, идентичных по своим характеристикам (статус, возраст, размер, территориальное расположение). Количественные показатели оценивают деятельность школы по трём критериям: качество результатов образования, ресурсное обеспечение образовательного процесса и конкурентоспособность образовательных услуг. Эмпирические данные для расчета показателей получены из отчетов школ по результатам самообследования. Все показатели анализируются в динамике (за пять лет), определяются их средние значения по выборке школ в двух периодах, рассчитываются процентные изменения показателей за анализируемый период. Определение стадии жизненного цикла школы проводится на основе агрегированного показателя (итоговой оценки школы), рассчитанного с учетом весовых коэффициентов показателей. Основным качественным параметром диагностики является доминирующий тип организационной культуры школы, который определяется на основе методики К. Камерона и Р. Куинна (OCAI). Качественные данные получены в результате анкетирования учителей и руководителей школ. В работе проводится сравнение результатов определения стадии жизненного цикла школ, полученных на основе количественных и качественных методов. Предложенная в данном исследовании методика определения жизненного цикла может использоваться в управленческой практике директором школы.