• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 18 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Лунев А. П., Ахунжанова И. Н., Томашевская Ю. Н. и др. Управленческие науки. 2019. № 4. С. 85-97.

В настоящий момент государственные учреждения высшего образования испытывают давление со стороны бизнеса, населения и органов государственной власти, что приводит к созданию условий для динамических изменений внешней и внутренней среды университетов. В этой связи настоящая статья посвящена вопросам трансформации российских вузов. Методологическая база исследования включает современные теории управления организацией применительно к высшей школе. Подробно рассматриваются теоретические аспекты различий между профессиональными и новаторскими организациями, их структурами, параметрами проектирования, механизмами координации и ситуационными факторами. Авторы приходят к выводу о необходимости изменения миссии современного университета, его переходу из профессиональной бюрократии в адхократическую структуру, которая позволяет гибко реагировать на вызовы внешней среды, решать стоящие перед вузами задачи. В статье сформулированы основные отличительные черты адхократии от других систем управления. Практическая значимость статьи заключается в том, что системе высшего образования предлагается новая структура, характерная для инновационной формы организации. Результаты исследования могут быть интересны для государственных органов, формирующих и реализующих национальную образовательную политику.

Добавлено: 3 февраля 2020
Статья
Неделько А. Ю. Управленческие науки. 2018. Т. 8. № 4. С. 77-83.

современном мире потребители перегружены рекламными сообщениями, и конкуренция среди рекламодателей становится более жесткой. Именно поэтому возникает потребность в разработке результативных маркетинговых сообщений, которые будут воздействовать на подсознание человека, побуждая его, например, к покупке продукта или услуги. В связи с этим появляется нейромаркетинг – исследовательский инструмент для измерения подсознательных реакций человека на маркетинговые стимулы. В данной работе критически проанализированы существующие методы нейромаркетинга, определены их преимущества и недостатки. В результате выделены следующие группы методов нейромаркетинга: методы, измеряющие метаболическую активность мозга; методы, измеряющие электрическую активность мозга; методы, измеряющие производные подсознательные реакции. Данные методы дают возможность оценивать такие подсознательные реакции, как уровень внимания и эмоциональной вовлеченности, активацию памяти и другие параметры восприятия. В то же время у нейромаркетинга есть и недостатки, среди которых можно выделить высокую стоимость, сложность поиска испытуемых и специалистов, а также негативное влияние лабораторных условий при проведении экспериментов. Эти недостатки необходимо учитывать при проведении исследований, нивелируя их с помощью традиционных методов.

Добавлено: 25 июля 2019
Статья
Кожевина О. В. Управленческие науки. 2015. № 3. С. 56-62.

На основе эмпирического анализа динамики основных индексов промышленного развития по россии и федеральным округам, а также социально-экономического положения субъектов Федерации выявлены риски, влияющие на эффективность и конкурентоспособность реального сектора. Сформулированы направления нивелирования и минимизации рисков, определен круг основных задач государственной антикизисной стратегии промышленного развития России и регионов. 

Добавлено: 17 октября 2017
Статья
Михеева С. А., Потина Е. В. Управленческие науки. 2019. Т. 9. № 2. С. 78-93.

В статье описана модель жизненного цикла школы, предложена методика определения стадии жизненного цикла школы по количественным и качественным параметрам. Представлены результаты её апробации по выборке из четырёх школ, идентичных по своим характеристикам (статус, возраст, размер, территориальное расположение). Количественные показатели оценивают деятельность школы по трём критериям: качество результатов образования, ресурсное обеспечение образовательного процесса и конкурентоспособность образовательных услуг. Эмпирические данные для расчета показателей получены из отчетов школ по результатам самообследования. Все показатели анализируются в динамике (за пять лет), определяются их средние значения по выборке школ в двух периодах, рассчитываются процентные изменения показателей за анализируемый период. Определение стадии жизненного цикла школы проводится на основе агрегированного показателя (итоговой оценки школы), рассчитанного с учетом весовых коэффициентов показателей. Основным качественным параметром диагностики является доминирующий тип организационной культуры школы, который определяется на основе методики К. Камерона и Р. Куинна (OCAI). Качественные данные получены в результате анкетирования учителей и руководителей школ. В работе проводится сравнение результатов определения стадии жизненного цикла школ, полученных на основе количественных и качественных методов. Предложенная в данном исследовании методика определения жизненного цикла может использоваться в управленческой практике директором школы.

Добавлено: 26 мая 2019
Статья
Пимонова С. А., Чудайкина О. А. Управленческие науки. 2018. № 4. С. 51-66.

Проблема неэффективной деятельности малых инновационных предприятий (МИП) является одной из причин медленного развития научных институтов, в том числе институтов РАН. Государство постепенно сокращает их финансирование, вынуждая руководство институтов искать возможности коммерциализации созданной интеллектуальной собственности (ИС). На деятельность МИПов оказывают влияние множество факторов, таких как законодательные, кадровые, финансовые, инфраструктурные, информационные и другие, но административные барьеры являются одними из наиболее значимых. В рамках настоящего исследования изучается влияние каждого административного фактора на деятельность существующих спин-офф компаний институтов РАН. Среди основных задач данной работы можно отметить детальный анализ российской и зарубежной литературы по теме исследования, изучение административных барьеров, а также проведение экспертного опроса представителей институтов РАН с целью выявления наиболее значимых факторов для деятельности МИПов. Экспертный опрос проводился по телефону с заранее подготовленным списком вопросов.

Исходя из результатов проведенного исследования, можно заключить, что наибольшего внимания требуют нормативно-правовые барьеры. Данная сфера требует разработки комплекса мер по повышению их эффективности.

Важным фактором риска является слабая защита интеллектуальной собственности, что не только лишает инновации возможности быть реализованными, но и способствует утечке технологий. Данную проблему предлагается решить путем внедрения процедуры предварительных патентных заявок.

Кроме того, важно осуществлять непрерывное совершенствование уровня знаний в области патентоведения, прав интеллектуальной собственности и предпринимательства со стороны научно-исследовательских организаций.

Вышеуказанные методы составляют лишь часть большого комплекса мер для снижения части административных барьеров в процессе коммерциализации инноваций

Добавлено: 8 октября 2018
Статья
Решетникова К. В., Предводителева М. Д. Управленческие науки. 2017. Т. 7. № 4. С. 90-97.

Актуальность. Предлагаемая статья направлена на рассмотрение одного из исследовательских вопросов, возникающих в связи с проблемой подготовки магистров, ориентированных на работу в сфере гостеприимства. Цель статьи состоит в представлении результатов исследования, направленного на выявление компетенций, которыми должны обладать выпускники магистерских программ, поступающие на работу в российские и международные организации гостиничной сферы.

Методы. Методология исследования базируется на концептуальных подходах к изучению компетенций, разработанных отечественными и зарубежными исследователями. В частности, за основу взят компетентностный подход, получивший свою реализацию в ходе Болонского процесса. Основные методы сбора данных включают в себя анализ документов, в качестве которых рассматриваются профессиональные и образовательные стандарты, глубинные интервью с экспертами — топ-менеджерами отелей и сотрудниками среднего звена, дополненные анкетированием.

Результаты. Результатом исследования стал перечень компетенций выпускников магистерских программ, востребованных рынком труда в гостиничной сфере. Выявленные компетенции представляют интерес в первую очередь для образовательного сообщества.

Перспективы. Полученные результаты исследования могут быть использованы для формирования образовательных стандартов, а также учебных планов образовательных магистерских программ по гостеприимству и учебных программ отдельных учебных дисциплин. Кроме того, результатами исследования могут воспользоваться специалисты по управлению персоналом, занимающиеся вопросами подбора и отбора персонала для компаний в сфере гостеприимства

Добавлено: 5 февраля 2018
Статья
Плисецкий Е. Е., Плисецкий Е. Л. Управленческие науки. 2019. Т. 9. № 4. С. 32-43.

Исследование проблем пространственного развития и управления территориями нового освоения Российского Севера и Арктики приобретает особую актуальность в связи с реализацией задач, обозначенных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации и Государственной программе социально-экономического развития Арктической зоны. Обеспечение устойчивого развития и пространственной связанности арктических регионов обуславливает

необходимость разработки и применения на практике эффективных организационно-экономических решений. В статье анализируется проводимая государством политика в области социально-экономического развития арктических территорий, дана оценка роли Северного морского пути как важного драйвера развития Российской Арктики. Сделаны выводы о том, что на пространственное развитие арктических регионов оказывают негативное влияние и тем самым повышают риски экономической деятельности многочисленные факторы, среди которых низкий уровень развития инфраструктуры, значительная транспортная удаленность, неблагоприятный климат и др. В этих условиях одним из приоритетов реализации Стратегии пространственного развития Арктической зоны России должна стать модернизация всей ее транспортно-логистической системы. Наиболее эффективными формами пространственной организации экономики и управления, обеспечивающими реализацию комплексного подхода к освоению новых территорий, могут оказаться территориальные кластеры, а также территории опережающего социально-экономического развития, содействующие диверсификации экономики Севера, привлечению инвестиций и тем самым повышению качества жизни населения. Практическое значение полученных результатов и выводов исследования заключается в возможности их использования при актуализации стратегий и программ развития регионов Российского Севера и Арктики с целью формирования эффективного механизма управления и координации хозяйственной деятельности и обеспечения комплексного развития арктических территорий.

Добавлено: 10 сентября 2019
Статья
Уланов В. Л., Ковалева А. И. Управленческие науки. 2017. № 2. С. 6-14.

 

В статье продемонстрирована сложность совмещения противоположных задач при разработке стратегических запасов: минимизация затрат на хранение и их оптимизация для своевременного удовлетво- рения запросов как в коммерческих целях, так и нужд государства. Охарактеризованы особая роль, масштабы накоплений государственных стратегических запасов, отмечены риски их создания и хранения. Указано на не- обходимость учета информационных ограничений при анализе задач государственной системы резервов из- за проблем открытости данных по запасам. Рассмотрена целесообразность создания стратегического резерва нефти в России. Проведен сравнительный анализ различных представлений о формировании стратегического резерва нефти в России. Исследован зарубежный опыт создания и использования стратегического резерва, как коммерческого, так и государственного. Отмечен опыт хранения нефтепродуктов в системе государственного резерва России. Показано влияние нестабильности на рынке энергоносителей на решение о создании стра- тегических запасов нефти. Рассмотрены пути формирования коммерческих резервов нефти. Рекомендовано создание коммерческих нефтяных резервов на основе государственно-частного партнерства. Поддержан ва- риант использования стратегических резервов нефти как инструмента стабилизации нефтяного рынка.

Добавлено: 22 июня 2017
Статья
Липатников В. С., Кирсанова К. А. Управленческие науки. 2018. Т. 8. № 2. С. 30-43.

Актуальность выбранной темы связана с тем, что в условиях менеджмента, ориентированного на стоимость, рыночная капитализация выступает в качестве ключевого показателя эффективности деятельности компаний. В настоящее время, когда российская нефтегазовая отрасль стала объектом воздействия международных секторальных санкций, выявление влияния этих санкций на стоимость отечественных компаний нефтегазового сектора имеет большое практическое значение.

В работе была рассмотрена стоимость нефтегазовых компаний и влияние на нее секторальных санкций и негативной динамики цен на нефть. Исследование проводилось при помощи инструментов эконометрического моделирования. Для анализа были выбраны 4 нефтяные компании с наибольшей долей на рынке, а именно ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Татнефть», которые в совокупности представляют 62% всей российской нефтяной отрасли.

Освещены особенности оценки стоимости российских нефтегазовых компаний. Рассмотрены санкции в нефтегазовой отрасли РФ, проанализированы последствия их введения и падения мировой цены на нефть. Проведен анализ для определения влияния стоимости нефтяных и газовых компаний от международных санкций и конъюнктуры цен на нефть.

Было установлено, что в нефтяной отрасли рыночная капитализация напрямую зависит от цены на нефть, а в газовой отрасли данное влияние отсутствует. Было выявлено, что из-за низкого уровня цен на нефть санкции не оказали значительного влияния на стоимость нефтегазовых компаний.

Добавлено: 1 октября 2018
Статья
Волкова И. О., Гаврикова Е. В., Конев А. В. и др. Управленческие науки. 2019. Т. 9. № 1. С. 47-67.

Перспективы развития энергетического сектора в Российской Федерации, с одной стороны, являются довольно мас-штабными — учитывая скорость и характер распространения инновационных технологий в данной сфере (цифро-вое силовое оборудование, инструменты прогнозирования, технологии осуществления взаиморасчетов в режиме реального времени), а с другой — существует проблема, связанная со слабым пониманием перспективного объема спроса на различные технологии. Зачастую многие компании отказываются от проектов и НИОКР исключительно в силу того, что опасаются риска невозврата осуществленных инвестиций, обусловленного отсутствием потребителей результатов конкретного проекта. Одновременно активизируется проблема повышения конкурентоспособности эко-номики регионов Российской Федерации в условиях ужесточения конкуренции со стороны зарубежных поставщиков различных инновационных решений — в том числе в области энергетики.

Добавлено: 29 апреля 2019
Статья
Власов А. В., Нурбеков М., Ильин А. Управленческие науки. 2018. Т. 8. № 4. С. 94-103.

В работе приводятся результаты комплексного психологического исследования профессионального сетевого сообщества Института развития лидеров как стратегической инициативы, «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ). На основании его результатов авторы предпринимают попытку формализовать и обосновать психологические детерминанты личности, целенаправленное воздействие и воспитание которых у молодого поколения, подталкивание (от англ. nudge) и коррекция у «зрелых» предпринимателей будет прямо воздействовать на их личностный рост, соответствовать их индивидуальной траектории развития, активизировать деятельность «под флагом» Национальной технологической инициативы (НТИ) и Стратегии национально-технологического развития (НТР). В статье приводятся результаты исследования отдельных психологических показателей представителей профессионального сообщества Института развития лидеров АСИ. Только представители российской технологической элиты могут быть основными драйверами социально-экономического роста национальной экономики в ближайшие 5–10–20 лет. Именно на развитие науки и технологий в своей Стратегии НТР развития сделало ставку Правительство Российской Федерации.

Добавлено: 24 мая 2020
Статья
Сироткина Н. Г. Управленческие науки. 2017. Т. 7. № 3. С. 59-67.

В статье осуществлена систематизация механизмов стимулирования инновационной активности в отечественной системе государственных закупок.

Добавлено: 1 ноября 2017
Статья
Ларионов А. В., Салина Е. С. Управленческие науки. 2019. № 3. С. 40-55.

Исследование раскрывает особенности управления рисками в платежной системе с учетом требований Банка России. Особый акцент сделан на реализацию практических аспектов организации систем управления рисками в соответствии с Положением Банка России от 03.10.2017 № 607-П «О требованиях к порядку обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы, показателям бесперебойности функционирования платежной системы и методикам анализа рисков в платежной системе, включая профили рисков». На его основе, а также с учетом международных стандартов предлагаются подходы к построению систем управления рисками в платежных системах, даны рекомендации к построению систем управления рисками в платежных системах. В результате исследования указанных вопросов подготовлены рекомендации к построению комплексной системы управления рисками в платежной системе. Результаты исследования могут быть использованы при практической реализации подходов Банка России к обеспечению бесперебойности функционирования платежных систем.

Добавлено: 31 июля 2019
Статья
Ильина И. Н. Управленческие науки. 2012. № 1(12). С. 105-107.

Оценка эффективности регионального управления требует комплексного подхода, основанного на постоянном мониторинге социально-экономического развития региона. Действующие критерии эффективности регионального управления объединяют значительный массив показателей, которые не отражают уровень достижения стратегических целей развития региона. Для усиления роли регионального уровня управления необходимо совершенствовать систему оценки его эффективности.

Добавлено: 14 февраля 2013
Статья
Казаков С. П., Перекалина Н. С. Управленческие науки. 2014. Т. 11. № 2. С. 47-51.

Необходимость развития и совершенствования российской системы маркетинга предполагает использование новых методов и моделей, накопленных с помощью зарубежного и отечественного опыта исследований в данной области науки. Прежде всего к ним относятся модели маркетинговой и рыночной ориентации предприятий как средства адаптации к современному рынку. Представленная в статье бизнес- модель полностью абстрагирована от процесса производства товаров и услуг. Авторы указали направления разработки и внедрения этих моделей в отечественную практику. Рассмотрены дополнительные поведенческие компоненты, образующие систему дополнительных маркетинговых метрик: макро- и микромаркетинговые метрики. Проведено тестирование гипотезной модели, определяющей зависимость рыночной ориентации предприятий сферы услуг от результатов их деятельности. Дан анализ зависимости уровня рыночной ориентации отрасли сферы услуг. 

Добавлено: 3 декабря 2014
Статья
Древинг С. Р., Хрустова Л. Е. Управленческие науки. 2016. № 3. С. 30-44.

В статье представлен аналитический обзор отечественных и зарубежных подходов к пониманию внутреннего финансового контроля. На основе обобщения и анализа существующих исследований внутренний (внутрихозяйственный) финансовый контроль был определен как одно из направлений реализации управленческого воздействия внутри экономического субъекта, обеспечивающее результативное достижение поставленных руководством целей и задач, реализуемое на практике посредством построения системы взаимосвязанных элементов. Авторами был сделан вывод о том, что ключевым моментом в детализации понятия выступают его цели и задачи, которые варьируют в зависимости от вида деятельности, масштабов рассматриваемой организации, уровней осуществления финансового контроля. Одним из результатов исследования стало обозначение авторского понимания разграничения понятий «внутренний», «внутрихозяйственный», «корпоративный финансовый контроль». Был сделан вывод о том, что содержание категорий «внутренний» и «внутрихозяйственный контроль» позволяет употреблять данные понятия как тождественные, в то время как корпоративный контроль охватывает лишь некоторую часть объектов внутреннего финансового контроля, что ограничивает сферу его употребления. В статье также затронут вопрос соотношения понятий «финансовый контроль», «контроллинг», «внутренний аудит». Авторами предложено рассматривать внутренний финансовый контроль как одно из ключевых направлений практической реализации целей и задач контроллинга. Согласно представленной в статье иерархии понятий внутренний аудит выступает как основной инструмент осуществления внутреннего финансового контроля. В качестве основных тенденций исследования внутреннего финансового контроля авторами были названы усиление роли системного и стоимостных подходов, необходимость учета отраслевых и структурных особенностей организации при разработке системы внутреннего финансового контроля, выделение нового перспективного направления финансового контроля стратегии организации. Проведенный анализ подходов к пониманию рассмотренных понятий позволил сформировать теоретическую базу для изучения вопросов практического формирования системы внутреннего финансового контроля, обозначить ключевые направления исследования категории.

Добавлено: 24 марта 2017
Статья
Копыченко Г.С. Управленческие науки. 2014.

Статья описывает вопрос формирования новых центров развития регионов и страны в целом. К таким центрам развития во всех регионах России относятся города, поскольку концентрируют основной социально-экономический потенциал страны, определяющий их уровень конкурентоспособности. Наиболее эффективным механизмом управления развитием конкурентоспособности городов в долгосрочном периоде является стратегическое планирование. Описанный в статье опыт стратегического планирования административных центров регионов России свидетельствует о недостаточном использовании данного механизма в развитии конкурентоспособности территорий. Одним из ключевых факторов повышения эффективности стратегического планирования является вовлечение всех заинтересованных сторон муниципалитета в этот процесс. Эффективное участие всех заинтересованных субъектов муниципалитета в стратегическом планировании социально-экономического развития территории возможно с помощью использования инструментов краудсорсинга и форсайта.

Добавлено: 16 мая 2014
Статья
Плисецкий Е. Е. Управленческие науки. 2019. Т. 9. № 2. С. 34-49.

Проблема сокращения численности населения, снижении экономической активности и ухудшение инвестиционной привлекательности стала актуальной на повестке устойчивого развития промышленных или монопрофильных городов в большинстве развитых стран (США, ЕС, Австралии) в течение последнего столетия. Повышение экономической эффективности использования городских территорий, стимулирование удержания населения, в том числе молодежи, и привлечения нового за счет создания востребованных рабочих мест и формирования комфортных условий проживания — все это потребовало выработки механизмов и инструментов социально-экономического развития городов. Мировой опыт накопил различные подходы к преобразованию убывающих городов — экономические и финансовые инструменты поддержки развития и обеспечения партнерства в системе «город — бизнес — жители», комплексные программы развития городов, инструменты оптимизации пространственной и территориальной структуры городов и др. В статье приведен анализ сложившихся практик применения управленческих и организационных механизмов пространственного развития убывающих городов в США, Великобритании, Германии, Испании, Австралии. На основании проведенного анализа сделаны ключевые выводы о факторах, переделяющих траектории от убывания до восстановления городов. Практическое значение выводов заключается в возможности их использования при разработке стратегий и программ развития российских городов, испытывающих тенденции к сжатию экономического и территориального пространства.

Добавлено: 28 июня 2019