• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Восприимчивость к ситуациям несправедливости и ее последствия для личности

Адамян А. А.

Справедливость представляет собой важнейшую социальную ценность, участвующую в распределении разнообразных ресурсов, поэтому общество заинтересовано в ее укреплении. В то же время социальные интересы не всегда сопряжены с интересами личности. Чувствительность к справедливости (ЧС) представляет собой личностную диспозицию, проявляющуюся в эмоциональном реагировании на несправедливость, осознании этого конструкта и готовности к действиям для восстановления справедливости. В настоящей статье исследуется, как чувствительность к справедливости связана с показателями позитивного функционирования: эмоциональным состоянием, самоуважением и устойчивостью личности. Показано, что чувствительность к справедливости положительно связана с депрессивной симптоматикой, в то время как ее вклад в оценку субъективного благополучия достаточно слаб. Обнаружено, что эта связь опосредована переменными самоуважения и устойчивости личности. Продемонстрировано также, что качество этой связи варьирует в зависимости от позиции субъекта в гипотетической ситуации нарушения справедливости (жертвы, свидетеля, бенефициара или нарушителяСправедливость представляет собой важнейшую социальную ценность, участвующую в распределении разнообразных ресурсов, поэтому общество заинтересовано в ее укреплении. В то же время социальные интересы не всегда сопряжены с интересами личности. Чувствительность к справедливости (ЧС) представляет собой личностную диспозицию, проявляющуюся в эмоциональном реагировании на несправедливость, осознании этого конструкта и готовности к действиям для восстановления справедливости. В настоящей статье исследуется, как чувствительность к справедливости связана с показателями позитивного функционирования: эмоциональным состоянием, самоуважением и устойчивостью личности. Показано, что чувствительность к справедливости положительно связана с депрессивной симптоматикой, в то время как ее вклад в оценку субъективного благополучия достаточно слаб. Обнаружено, что эта связь опосредована переменными самоуважения и устойчивости личности. Продемонстрировано также, что качество этой связи варьирует в зависимости от позиции субъекта в гипотетической ситуации нарушения справедливости (жертвы, свидетеля, бенефициара или нарушителя). Наиболее сильный вклад в текущее психологическое состояние вносит чувствительность к справедливости с позиции жертвы. Этот вклад отчасти опосредован негативной связью чувствительности к справедливости с самоуважением и устойчивостью.  В исследовании обсуждается также гендерная специфика связи чувствительности к справедливости с показателями благополучия; в целом подтверждается, что для женской выборки по сравнению с мужской выборкой чувствительность к справедливости представляет собой более сильный предиктор субъективного благополучия). Наиболее сильный вклад в текущее психологическое состояние вносит чувствительность к справедливости с позиции жертвы. Этот вклад отчасти опосредован негативной связью чувствительности к справедливости с самоуважением и устойчивостью.  В исследовании обсуждается также гендерная специфика связи чувствительности к справедливости с показателями благополучия; в целом подтверждается, что для женской выборки по сравнению с мужской выборкой чувствительность к справедливости представляет собой более сильный предиктор субъективного благополучия.