• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Факторы, определяющие тип потребления алкоголя среди студентов

Артемьева Н. М., Богданов М. Б., Лебедев Д. В., Назимова А. С.

Как потребители алкоголя молодежь в целом и студенты в частности имеют несколько особенностей, которые обуславливают актуальность темы и постановку исследовательской проблемы. Во-первых, это «стартующая» в потреблении алкоголя группа. В силу этого потребление алкоголя после окончания школы обычно сильно возрастает, однако у молодых людей еще не сформирована зависимость (хотя алкоголь – аддиктивное благо). Во-вторых, структура потребления алкоголя населением меняется вместе с поколениями, соответственно, то, как пьют студенты сейчас, во многом определяет общее потребление алкоголя в будущем. Факторы, влияющие на потребление спиртных напитков студентами в западных странах, широко изучены, однако в России данная тема проработана слабо. Кроме того, большинство статей, посвященных проблеме потребления алкоголя, имеют экономическую или медицинскую, но не социологическую направленность. В большинстве случаев в исследованиях потребления алкоголя студентами в России акцент делался на том, сколько и как часто пьют студенты, но не на выделении групп по более широкому набору практик потребления алкоголя. Поскольку в России молодые люди в возрасте 16–24 лет (типичный возраст студенчества) являются одной из самых малопьющих возрастных групп1 , резонно предположить, что различия в потреблении будут заключаться не столько в количестве выпиваемого, сколько в практиках потребления алкоголя (объем, частота, условия потребления), на чем и будет строиться типология. Но, как уже было сказано, теории общества постмодерна и «постклассового» общества утверждают главенство 1 Рощина Я. Динамика и структура потребления алкоголя в современной России // Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE). 2012. № 2. С. 238–258. фрагментации: стиль жизни становится все менее зависимым от социального статуса, индивиды реализуют абсолютно несвязные опыты потребления (в том числе и алкоголя)2 . В этой связи необходимо узнать, во-первых, в чем заключаются различия в практиках потребления алкоголя внутри такой достаточно однородной группы, как студенты, и, во-вторых, какими факторами определяются эти различия. Ответ на эти вопросы и представляет собой проблему исследования.