• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Трансформация викторианского текста в английской литературе XX в. (на материале «Саги о Форсайтах» Дж. Голсуорси и «Женщины французского лейтенанта» Дж. Фаулза)

В статье анализируется феномен викторианского тексте в английской литературе XX века. Данное исследование ставит цель определить характер интертекстуального диалога между викторианским текстом и произведениями английской литературы 1й половины XX века. Материалом исследования служат текста «Саги о Форсайтах» Дж. Голсуорси и «Женщины французского лейтенанта» Дж. Фаулза. Выбор данных произведений обусловлен тем, что они являются признанными образцами литературы реализма и постмодернизма, соответственно, и позволяют сравнить подходы к одному и тому же материалу с позиций двух магистральных направлений в литературе XX и XXI веков. В качестве основных методов исследования используются контекстуальный анализ и стилистический анализ с опорой на принципы выдвижения. В статье сначала будет сделан краткий обзор типичных особенностей викторианской литературы, а затем будет проведен сравнительный анализ трансформаций викторианского текста в «Саге о Форсайтах» Дж. Голсуорси и «Женщине французского лейтенанта» Дж. Фаулза.

Обзор литературы демонстрирует, что большинство исследователей выделяют два основных варианта интертекстуального диалога неовикторианского романа с викторианским текстом: ностальгическая стилизация и интерпретации или пародия викторианского текста. Для того, чтобы определить, какая стратегия используется Голсуорси и Фаулзом, авторы статьи проанализировали форму романа воспитания выбранных произведений, их систему персонажей, финалы романов, нарративные стратегии и место действия романов. Данный анализ показал, что на тематическом и концептуальном уровнях произведения и Голсуорси, и Фаулза демонстрируют наибольшее сходство с традиционным викторианским текстом. Наибольшее различие проявляется на уровне системы персонажей и в характере диалогичности текста. Голсуорси во многом наследует традиции викторианской литературы в плане построения сюжета «Саги о Форсайтах», хронологического развертывания повествования, выбора места действия, однако критически переосмысляет многие базовые викторианские ценности, что находит отражение, в частности, в выборе финала трилогии. Фаулз в «Женщине французского лейтенанта» придерживается второй сратегии игры с читателем и пародии на викторианский текст. Для этого он стилизует или пародирует узнаваемые элементы викторианского текста (форма романа воспитания, счастливый финал, место действия), вместе с тем нарушая базовые принципы построения викторианского текста (линейность повествования, авторское всеведение), что позволяет ему наполнить выбранную форму викторианского романа новым экзистенциальным содержанием.