• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Концептуальная модель преодоления информационной асимметрии в цепях поставок

Григорьев М. Н., Николаевский Н. Н.

Управление цепями поставок основывается на применении довольно неоднородной и неопределенной информации. Неопределенность информации о рынке или товаре порождает асимметричность информации – обстоятельства, в которых одни участники сделки располагает важной информацией, которой не обладают другие участники сделки. Данная проблема была отмечена впервые К. Эрроу 1963 г. В 1970 г. Дж. Акерлоф предложил математическую модель рынка с асимметричной информацией. На таком рынке, цена товара имеет тенденцию снижаться даже для товаров с идеальным качеством. Возможны такие варианты развития ситуации, при которых такой рынок полностью исчезает. В дальнейшем проблема ассиметричной информации была изучена применительно к различным рынка и товарам, такими как рынкам страхования, подержанных автомоделей и другим, но данная проблема мало изучена к применительно к цепям поставок. Присутствие разнообразных видов неопределенности в цепях поставок даёт возможность для применения теории нечетких множеств. Применение теории нечётких множеств позволяет объединить в единое целое и адекватно учесть всевозможную информацию. Для этого, необходимо информацию о функционировании логистических систем представить в виде функций принадлежности. Используя инструментальные средства теории нечётких множеств можно разработать концептуальную модель преодоления информационной асимметрии в цепях поставок между различными участниками рынка, которая позволит повысить транспарентность (прозрачность) и надёжность их цепей поставок. При моделировании процессов преодоления информационной асимметрии в цепях поставок можно как увеличивать, так и сокращать количество признаков влияющих на управляемость цепей поставок в зависимости от сложности исследуемых логистических систем. За счёт этого, данная модель может быть адаптирована к разнообразным формам взаимодействиямежду логистическими и торговыми организациями не зависимо от их размеров и масштабов деятельности. Таким образом, данная модель позволяет установить степень надёжности, прозрачности (транспарентности) и управляемости цепей поставок между их различными участниками и найти: ■ лучшее соотношение качественных и количественных признаков, характеризующих те или иные цепи поставок между различными организациями при имеющейся информационной асимметричности между ними; ■ пути снижения информационной асимметрии и повышения информационной прозрачности в зависимости от тех и или иных значений показателей, характеризующих цепи поставок и выбрать лучшую из них.