• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Образ Πότνιος/Πότνια Ἵππιος («Владыки/Владычицы коней») в искусстве Древней Греции VIII–VI вв. до н. э.: проблема выявления и особенности функционирования

В статье рассматривается образ Πότνιος/Πότνια Ἳππιος в аттической и аргосской вазописи VIII в. до н. э., в пластике малых форм (связанных в основном с находками из святилища Артемиды Орфии в Спарте VII – начала VI вв. до н. э.). Выделяются основные иконометрические параметры для представления Πότνιος/Πότνια
Ἳππιος в вазописи VIII в. до н. э., возможные иконографические варианты и основные группы знаков-заместителей антропомофной фигуры. Проведённый анализ позволил отметить приоритетное использование Πότνιος Ἳππιος в вазописи, а Πότνιος/Πότνια Ἳππιος – в мелкой пластике, а также достаточное сходство с подобными образами, встречающимися в наскальном искусстве евразийских степей II – I тыс. до н. э. При анализе памятников с образом Πότνιος/Πότνια Ἳππιος в пластике малых форм отмечается частое смешение с образом Πότνιος/Πότνια Θηρῶν и рассматриваются возможные причины этих художественных процессов. В качестве рабочей гипотезы выдвигается предположение о том, что популярность образа Πότνιος/Πότνια Ἳππιος может быть обоснована спецификой культурогенеза отдельных центров Древней Греции в VIII – начале VI вв. до н. э., прежде всего таких, как Аттика, Арголида и Спарта.