Статья
Regulatory Policy in Russia—Smart Suggestions, But Poor Implementation
Данная статья посвящена анализу международного опыта применения поведенческих инструментов для повышения эффективности государственного управления, а также оценке перспектив их внедрения в российскую практику нормотворчества. В первой части представлен краткий обзор развития теоретических основ «подталкивания» (nudge), рассмотрены отличия поведенческой экономики от классической и неоклассической экономической теории. Далее авторами приведены практические примеры применения поведенческого «подталкивания» в различных сферах регулирования. В третьей части статьи рассмотрен опыт институционализации «подталкивания» на государственном уровне в избранных странах ОЭСР и странах с переходной экономикой, включая описание особенностей формирования и функционирования специализированных уполномоченных органов (подразделений) в странах-лидерах. В заключении сформулированы выводы о перспективах поведенческих подходов в теории государственного управления, а также о необходимости институционализации подразделения по поведенческому регулированию в системе государственного управления России.
At the heart of this project is comprehensive Sociological research conducted in Russia by the Centre for Study of Civil Society and Non-Profit Sector, NRU HSE, with support from the Basic Research Program of the National Research University – Higher School of Economics. Using the methodology that parallels that of IAVE’s Global Corporate Volunteering Research Project, the research sample includes three groups of organizations that conduct employee volunteer programs.The results demonstrate that the workplace can be a conducive, safe environment within which workers can express their willingness, as private citizens, to help people in need and to address pressing human, social and environmental problems through volunteering and giving. Those who volunteer through their workplace are more actively involved generally in civil society – both as volunteers and in giving cash donations – than their colleagues who do not volunteer and than the general population.
The regulatory policy report is the latest in a series written in cooperation with the Higher School of Economics and expert and business communities during the work on a comprehensive strategy to modernize the public administration system in Russia. For CSR, changing the regulatory policy along with introducing modern managerial approaches to public administration, personnel policy, and large-scale digital transformation, is a priority for successful structural reforms.
The ideas and suggestions on the regulatory policy presented by CSR were of great interest to the Russian business community. CSR received dozens of conceptual proposals from experts, businessmen, and public officials from all over Russia. We worked on promising regulatory policy tools and a comprehensive strategy for two years and a major part of our deliverables can be found in Chapter 3 of this report. Many of these proposals were also included in the Development Strategy for 2018–2024 presented by CSR at the request of the Russian President.
Методические указания для преподавателей по проведению и решению кейсов
В статье разобраны некоторые аспекты осуществления социально-значимой деятельности в России – что мы можем под ней понимать, какие ресурсы и кто может для данного сектора экономики предоставлять, какие препятствия для подобных инвестиций существуют, и каковы современные тенденции развития указанной сферы деятельности в нашей стране. Данная статья не является результатом законченного научного исследования, а представляет скорее этап анализа тех элементов, без которых невозможна дальнейшая работа над новой для автора темой.
Статья посвящена вопросам повышения эффективности программ корпоративной социальной ответственности (КСО). В частности, обосновывается необходимость разработки методики, позволяющей оценить эффективность мероприятий в области КСО в современных российских условиях. В качестве подхода, повышающего эффективность, анализируется передача программ КСО на аутсорсинг сторонним организациям. Приведен институциональный анализ путей повышения эффективности программ КСО российских предприятий.
Предлагаемая статья раскрывает вопросы социальной ответственности работодателей перед работниками с учетом российских и международных стандартов, российского законодательства, примеров из практики российских и зарубежных компаний, а также судебной практики. В статье исследуются проблемы трактовки концептуальных положений стандарта корпоративной социальной ответственности в России и за рубежом, а также юридические аспекты отдельных элементов корпоративной социальной ответственности. Первая часть статьи описывает исторические прообразы корпоративной со- циальной ответственности, анализирует это понятие в трактовке международных и российский актов, а также очерчивает спектр обязательных и рекомендательных источников регулирования вопросов социальной ответственности. Кроме того, в первой части статьи кратко рассматриваются принципы корпоративной социальной ответственности. Рассмотрение ука- занных вопросов проведено с учетом роли Российского союза промышленников и предпринимателей в развитии корпора- тивной социальной ответственности в Российской Федерации, его сотрудничества с соответствующими международными органами. Раздел рассматривает общие вопросы нефинансовой отчетности, а также современные альтернативы социаль- ной отчетности как метода распространения информации о соблюдении компаниями принципов корпоративной социаль- ной ответственности. Первая часть завершается промежуточным выводом, обобщающим основные положения изложен- ного.
Статья посвящена становлению института оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в России, возможностям и ограничениям интеграции данного инновационного механизма в государственное управление стран с переходной экономикой (на примере России).
Рецензия на книгу Барбера М. Приказано добиться результата. Как была обеспечена реализация реформ в сфере государственных услуг Великобритании / пер. с англ. под науч. ред. Я.И. Кузьминова, А.В. Клименко. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 394 с.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.
Исследуется феномен авторитарности, широко распространенной в массовом сознании россиян. Изложен новый подход к рассмотрению авторитарного синдрома как последствия культурной травмы в результате политической и социокультурной трансформации общества. Представлена динамика симптомов авторитарности, которые проявляются в массовом сознании россиян с 1993 по 2011 г. Предложен пакет мер, направленный на снижение уровня авторитарности в российском обществе.
Рассматривается пространственная теоретико-игровая модель предвыборной конкуренции, в которой два кандидата, помимо выбора политических программ, могут тратить средства на увеличение собственной популярности. Показано, что при определенных условиях политические программы кандидатов будут разными. Исследуется, как предпочтения избирателей и электоральная система влияют на политические программы кандидатов и расходы на предвыборную кампанию. Показано, что при достаточно однородных предпочтениях электората равновесия не существует.
В ежегоднике представлены основные тенденции, процессы и наиболее значимые события во взаимоотношениях стран Центра, Периферии и Полупериферии, включая позиции и интересы России в этом взаимодействии. Особое внимание уделено последствиям мирового кризиса (долговой кризис в Европе), перипетиям «арабской весны», российско-американским отношениям, роли социальных сетей в современном мире и др.
Статья посвящена проблемам применения обязательных требований к хозяйственной деятельности в России. В начале статьи анализируется природа обязательных требований и рассматривается их соотношение с требованиями нормативных правовых актов и нормами права в целом. Резюмируются подходы к определению понятия «обязательные требования» в науке административного права и примеры его законодательного употребления. Автор приходит к выводу, что в настоящее время обязательные требования к хозяйственной деятельности не всегда обличены в форму нормативных правовых актов, их понятие размыто и не формализовано в законодательстве, что приводит к существенным проблемам их применения на практике. Нечеткость понятия обязательных требований, особенно в части технических норм и правил, приводит к расширительному толкованию предмета государственного контроля (надзора), в рамках которого соблюдение таких требований проверяется.
Вторая часть статьи посвящена анализу конкретных проблем правоприменительной практики, среди которых выделяются проблемы недоступности обязательных требований, их противоречивости и устаревания. Указывается, что массив обязательных требований часто не отвечает современному уровню развития науки и техники.
В третьей части статьи описывается авторский подход к решению проблем применения обязательных требований. В качестве ключевого предложения предлагается создание Единого межведомственного портала по раскрытию сведений об обязательных требованиях. Также предлагается регламентировать разработку и принятие новых обязательных требований технического характера через утверждение положений об отраслевых системах нормирования. Кроме того, предложено установить мораторий на применение обязательных требований, принятых органами и организациями СССР и РСФСР, и ввести предельный, пятнадцатилетний срок действия обязательных требований в сфере технического регулирования и в отраслевых системах нормирования.
В сборнике представлены три из шести докладов российских ученых, подготовленных к обсуждению на «круглом столе» по проблемам модернизации, проведенном 18 февраля 2009 г. в Москве. Авторы докладов рассматривают комплексную модернизацию России как одно из важнейших условий поступательного развития страны в XXI веке, акцентируют внимание на значимости зарубежного опыта для определения стратегических направлений развития страны, оценивают перспективы модернизации отдельных отраслей отечественной экономики.