?
Советы по оптимизации регулирования как неотъемлемый компонент «smart regulation»
Трендом современной регуляторики и его ядра – оценки регулирующего воздействия – являются не отказ от регулирования в пользу рынка, а детальная оценка и рациональный выбор вариантов регулятивных мер. В 2010 г. была провозглашена ориентация на «умное регулирование» («smart regualtion»), которая состоит из трех компонентов – (а) комплексной системы ОРВ на всех этапах государственно-управленческого цикла, от проектирования актов, принятия решений, до ретроспективной расчистки и упрощения действующего законодательства; (б) институтов кооперации исполнительных, законодательных и контрольных органов; (в) инструментов участия групп интересов и граждан, в том числе увеличения срока публичных консультаций.
Авторы считают, что четвертым элементом это системы является переход от "министериальной" организационной модели ОРВ к модели Советов по оптимизации регулирования при центральном уровне власти. По этому пути уже пошли и развитые страны (Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция), и страны с переходной экономикой (Мексика, Чехия), а также Европейская комиссия.
Таким образом, для улучшения регуляторики уже недостаточно существующих департаментов ОРВ в отдельных министерствах - переход полномочий в области ОРВ на более высокий уровень является неотъемлемой характеристикой "умного регулирования", что необходимо учитывать при институциональном проектировании в странах с переходной экономикой, в том числе и России.
Язык:
русский
Карапетов А. Г., Цыганков Д. Б., Яковлев А. А., Прямые инвестиции: журнал Сбербанка России 2012 № 6 С. 28-30
В настоящее время в России комплексная система «умного регулирования» все еще находится в процессе формирования. В Минэкономразвития РФ в ограниченном масштабе внедрена оценка регулирующего воздействия (ОРВ), направленная на предупреждение избыточных обременений предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также - на выявление и устранение «бюрократических издержек» в НПА некоторых типов. Анонсированное расширение механизма ОРВ порождает риск размывания ...
Добавлено: 21 октября 2012 г. Авдашева С. Б., Шаститко А. Е., Post-Communist Economies 2011 Vol. 23 No. 4 P. 493-505
За последние несколько лет роль антимонопольной политики, как и антимонопольных органов, в России значительно возросла. В то же время все чаще наблюдаются негативные тенденции в области конкурентной политики: инструменты конкурентной политики все чаще используются для регулирования цен и поддержки отдельных групп участников рынка. В статье рассматриваются три примера негативных изменения в антимонопольном законодательстве РФ: регулирование ...
Добавлено: 3 ноября 2012 г. Яковлев А. А., Russland-Analysen 2012 No. 235 P. 10-15
Хотя российская экономика сравнительно быстро вышла из кризиса, инвестиции по-прежнему остаются на низком уровне. Причины этого связаны с негативными ожиданиями экономических акторов. Они могут рассматриваться как самосбывающийся негативный прогноз. Поэтому государству нужно восстановить доверие со стороны бизнеса и способствовать фолрмированию такой институциональной среды, которая стимулировала бы инвестиции. Для этого, с одной стороны, необходима реформа государственного ...
Добавлено: 20 декабря 2012 г. М. : ИНИОН РАН, 2012
Рассматриваются проблемы стратегического проектирования социально-экономического развития России, национальных интересов России в изменяющемся мире, модернизации российской экономики на основе инновационного и технологического развития, качества власти и управления, регионального развития, модернизации российского здравоохранения, образования и науки. В ежегоднике представлены материалы XII Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения», Москва, ИНИОН РАН, 15–16 декабря 2011 г.
Для ...
Добавлено: 12 октября 2012 г.
В статье рассматривается проблема взаимосвязи системы тарифного регулирования субъектов естественных монополий и эффективности их деятельности. Предлагаемые авторами подходы к модернизации методов тарифного регулирования проработаны в рамках научно-исследовательской работы «Разработка проекта концепции модернизации системы тарифного (ценового) регулирования в России», выполняемой авторами по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Научные и ...
Добавлено: 12 октября 2012 г. Яковлев А. А., Фрай Т. М., Pro et Contra 2007 № 11 С. 118-134
В предлагаемой статье представлены оценка положения дел в российском бизнесе на основании социологического исследования, участниками которого были сами бизнесмены, взгляд на происходившие в стране перемены глазами представителей российского бизнеса. Что привнесли последние семь лет во взаимоотношения государства с экономическими агентами? Какое наследство в этой сфере получит преемник Путина? И на чем конкретно власти стоило бы, ...
Добавлено: 6 декабря 2012 г. Трубников Д. А., Мировая экономика и международные отношения 2021 Т. 65 № 4 С. 50-57
В дискуссии о месте и роли ордолиберальных взглядов в современной европейской экономической политике в последнее время звучат противоречивые заявления как об ордолиберальном фундаменте современной Европы, так и о необходимости возврата к проведению ордолиберальных реформ. Эта дискуссия часто обнаруживает неправильное толкование основных положений ордолиберальной доктрины, что обусловлено политическими, экономическими и идеологическими мотивами. Вместе с тем можно ...
Добавлено: 3 апреля 2021 г. Соловьев М. М., Кошкин Л. И., Менеджмент в России и за рубежом 2010 № 4 С. 57-65
Возможности и преимущества программно-целевого подхода рассмотрены применительно к решению задач развития Союзного государства и вовлекаемых в эти процессы активов государственной собственности участников: движимого и недвижимого имущества, имущественных комплексов, интеллектуальной собственности. ...
Добавлено: 4 декабря 2012 г. Юсупова Г. Ф., Спиридонова О. И., Современная конкуренция 2010 № 5(23) С. 84-95
Публикация продолжает серию учебно-методических материалов по курсу «Теория отраслевых рынков». В данной теме представлены материалы, посвященные анализу факторов, влияющих на стимулы фирм к сговору, а также задания, освещающие проблемы антимонопольной политики в отношении сговоров фирм. ...
Добавлено: 21 октября 2012 г. Голубева С. Ю., Максимов А. Г., Царьков А. С., Современная экономика: проблемы и решения 2011 № 5(17) С. 8-23
Рассмотрены меры государственной поддержки, стимулирующие развитие инновационной экономики. Приведены факторы, сдерживающие создание малых инновационных предприятий в соответствии с Федеральным Законом №217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности". Предложены меры по устранению этих факторов. ...
Добавлено: 15 ноября 2012 г. Богорад Е. Л., Казакова Е. Д., Госзаказ: управление, размещение, обеспечение 2012 № 9 С. 108-117
Внедрение концепции экологически безопасных государственных закупок в ФКС РФ должно стать инструментом государственной политики по экономическому развитию страны без ущерба для экологии и качества жизни населения. Анализ закупок в странах европейского объединения стран «зеленой семерки». Законодательные меры и включение в разделы конкурсной документации «зеленые»критерии. Разработка экологических спецификаций, набор критериев ISO 14024.Ценовой фактор при совершении закупки. ...
Добавлено: 26 ноября 2012 г. Хоркина Н. А., Калинин А. М., Национальные интересы: приоритеты и безопасность 2012 № 8(149) С. 53-59
В статье анализируется зарубежный опыт по пропаганде здорового образа жизни. Особое внимание уделено реализации комплексных программ, способствующих формированию у населения стремления к здоровому, активному образу жизни, отказу от вредных привычек, профилактике болезней. ...
Добавлено: 9 января 2013 г. Яковлев А. А., Демидова О. А., Экономический журнал Высшей школы экономики 2010 Т. 14 № 2 С. 202-226
Проведение в 2005 г. радикальной реформы госзакупок стало реакцией на нарастание с начала 2000-х гг. коррупции в системе закупок для государственных нужд. Поэтому в качестве главных целей нового закона о госзакупках (94-ФЗ), принятого в 2005 г., были провозглашены борьба с коррупцией и расширение доступа к торгам для новых участников в лице малых и средних предприятий. ...
Добавлено: 13 октября 2012 г. Авдашева С. Б., Вопросы государственного и муниципального управления 2011 № 1 С. 207-212
Статья содержит оценку содержания аналитического доклада «Состояние системы государственного контроля в Российской Федерации». Доклад продолжает серию, посвященную критической оценке результатов реформирования системы государственного управления и административных процедур в России. Главный предмет доклада – влияние вступившего в конце 2008 г. Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на положение малого и среднего ...
Добавлено: 3 ноября 2012 г. Казакова Е. Д., Богорад Е. Л., Кузнецова И. В., Академическое приложение к журналу Госзаказ: управление, размещение, обеспечение 2012 № 7 С. 34-46
Добавлено: 31 августа 2012 г. М. : Научный эксперт, 2012
Издание материалов конференции с максимальной подробностью передает накал дискуссий, происходивших во время работы этого научного форума. На обсуждение были вынесены такие темы, как «Парадокс СССР: распад страны на вершине исторического могущества. Внутренние и внешние причины»; «Цели, результаты и будущее постсоветского реформирования»; «Мир без СССР».
Издание адресовано обществоведам, работникам государственных органов, преподавателям, аспирантам и студентам. ...
Добавлено: 3 октября 2012 г. Ремингтон Т. Ф., Соболева И. В., Соболев А. С. и др., / National Council for Eurasian and East European Research. Series "NCEEER Working Paper". 2011. No. 825-06.
On the basis of in-depth case studies of four Russian regions, Kirov and Voronezh oblasts and Krasnoyarsk and Perm' krais, the trade-offs among social and economic policy at the regional level in Russia are examined. All four regional governments seek to develop entrepreneurship while preserving social welfare obligations and improving compensation in the public sector. ...
Добавлено: 8 ноября 2012 г.
В настоящей статье авторами обоснована необходимость перехода от ситуационного ценового регулирования субъектов естественных монополий к регулированию на основе долгосрочной стратегии развития отраслей, внедрению новых принципов регулирования цен и тарифов. Предложен план первоочередных мероприятий, необходимых для осуществления такого перехода. Предлагаемые авторами подходы разработаны в рамках научно-исследовательской работы «Разработка проекта концепции модернизации системы тарифного (ценового) регулирования в ...
Добавлено: 19 октября 2012 г. Яковлев А. А., Russland-Analysen 2012 No. 249 P. 11-15
Создание и распределение ренты в большинстве известных в истории обществ является ключевым механизмом поддержания социальной и политической стабильности, без которой не возможно устойчивое экономическое развитие. В России правящая элита после кризиса 1998 года хорошо понимала, что повторение подобного кризиса могло разрушить сложившийся общественный порядок. Осознание этой угрозы привело различные группы в элите к выработке новых ...
Добавлено: 20 декабря 2012 г. Чепуренко А. Ю., Журнал Новой экономической ассоциации 2012 № 2 С. 102-124
В статье в контексте ряда малоизвестных в российском экспертном сообществе исследовательских результатов последних десятилетий, содержащихся в работах ведущих зарубежных авторов, относительно роли предпринимательства, условий его развития и институционального дизайна государственной политики стимулирования предпринимательской и инновационной активности рассматриваются характеристики и перспективы малого и среднего предпринимательства и политики в отношении МСП в современной России. ...
Добавлено: 18 августа 2012 г. Подколзина Е. А., 86974107, / Высшая школа экономики. Series PA "Public Administration". 2011. No. 01.
The main goal of public procurement reform in Russia, initiated in 2005, was to prevent corrupt deals between suppliers and procurers. That is why the public procurement law favors formal mechanisms to govern most of the stages of procurement: the procurer is not allowed to take into account the reputation of the supplier when he ...
Добавлено: 27 августа 2012 г. Савицкая Е. В., Преподавание истории и обществознания в школе 2012 № 1 С. 70-78
Статья посвящена проблеме государственного регулирования конкурентных рынков. Показывается информационная и нормирующая функция рыночных цен в процессе достижения рыночного равновесия. Рассматриваются такие методы государственного регулирования рынков, как контроль над ценами, субсидирование и налогообложение. Проводится сравнительный анализ данных методов, оцениваются положительные и отрицательные последствия государственного вмешательства в работу рынка. ...
Добавлено: 14 ноября 2012 г. Кутепова Н. И., Зайцев А. А., Россия и современный мир 2012 № 1 С. 91-102
Будущее российских малых городов в значительной степени зависит от перспектив переустройства жизни в них на инновационной основе. Программа государственной поддержки моногородов, в том числе малых, реализуется с 2010 г. В рамках этой программы с участием бюджетов всех уровней создано 48 инвестиционных площадок в 26 моногородах для запуска крупных инвестиционных проектов. Важной особенностью реализуемых проектов стало ...
Добавлено: 19 августа 2012 г. Ожегов Е. М., Управление экономическими системами: электронный научный журнал 2012 № 45
Данная статья посвящена количественной оценке эффектов от управления ставкой процента по налогу на прибыль организаций в Пермском крае на собираемость данного налога, прибыль организаций и объем инвестиций в Пермский край. Для проведения анализа были собраны данные по изменению ставки процента по налогу на прибыль с 2001 по 2010 год. Построена динамическая макромодель развития основных показателей ...
Добавлено: 5 декабря 2012 г. |