• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Античные и средневековые теории сперматогенеза в философии Марсилио Фичино

Платоновские исследования. 2019. Т. X. № 1. С. 134-157.
Гурьянов И. Г.

В статье рассматривается использование флорентийским философом-платоником Марсилио Фичино (1433-1499) учения о λόγοι σπερματικοί (семенных логосах), которое он почерпнул из известных ему античных и христианских источников. Область его непосредственного использования - это обозначения метафизических связей, существующих между умопостигаемым и материальным уровнями мироздания, однако метафорические коннотации семян и семени сделали неизбежным апелляцию к данному учению при обсуждении эмбриологии и шире - процессов зарождения жизни. Согласно Фичино, Мировая Душа внедряет в вещи подлунного мира формы и силы посредством «семенных логосов», которые при этом как медиальные сущности сохраняют связь с миром надлунным и умопостигаемым. Несмотря на то, что учение о семенных логосах имело исходно стоическое происхождение, для Фичино обращение к нему, вероятно, было легитимировано авторитетом Плотина. Последний неоднократно использовал «семена» в качестве метафоры для умопостигаемых сущностей. Однако стоическое понимание «семенных логосов» как материального начала, что имманентно содержится в вещах и с необходимостью предопределяет их изменение, Плотин критиковал. Для Фичино использование эмбриологической метафорики и прямых аналогий между действием порождающей силы в теле человека и в «теле» мира служат объяснению, как чисто умопостигаемая сущность (Душа мира) порождает вполне материальные вещи. Плотин в отличие от Фичино никогда не уделял столь подробного внимания обсуждению чисто материальных условий зачатия, как, например, сочетание влаги и тепла. Перипатетическая натурфилософия и натурфилософия Прокла могут дать более адекватный фон для медико-астрологических рассуждений флорентийца в трактате «О жизни». В статье показывается, как семенные логосы соотносятся с другими медиальными сущностями (spiritus, vis, virtus) в философии Фичино.