• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Мартин Хайдеггер: к вопросу о трансценденции

Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, но как акт трансцендирования, или экстазиса, который, будучи «изоморфным структуре интенции у Гуссерля», осмысливается Хайдеггером уже в качестве не чисто теоретического, или гносеологического, но изначального онтологического феномена (а именно - экстатической временности, представляющей собой «горизонт для понимания бытия, сущностно принадлежащий Dasein») и интерпретируется как фундаментальная априорная структура человеческого существования. Данная структура описывается Хайдеггером в терминах «открытости» (сущего - вот-бытию и наоборот) и полагается в его феноменологической онтологии основным феноменом и первоначальным предметом исследования, причем, рассматриваемая двояко - и в качестве бытия экзистирующего сущего (Dasein), и в качестве априорного условия данного бытия, она, по мысли Хайдеггера, «внутренне» обосновывает и саму «возможность онтологии» как таковой.