Статья
Проблемы и перспективы применения геоинформационных систем в школьной географии в условиях внедрения новых образовательных стандартов
Современную общеобразовательную и высшую школу характеризует активный переход к
использованию новых информационных технологий. В учебном процессе образовательных учреждений
Татарстана в рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализуются программы
информатизации, разрабатываются электронные учебники, внедряются дистанционные технологии
образования. Среди информационных моделей, формирующих пространственное мышление,
фигурируют цифровые карты и космические снимки. Учителю необходимо осваивать такие цифровые
образовательные инструменты в целях повышения своей профессиональной педагогической ИКТ-
компетентности. В первую очередь это школьная геоинформационная система (ГИС), и необходимость ее
внедрения диктуется новыми федеральными образовательными стандартами. Применение ГИС-
технологий позволяет решать задачи развивающего обучения. Целью данной статьи является анализ
применения географических информационных систем в преподавании географии в школе и обсуждение
возможностей более глубокого внедрения ГИС в географическом образовании Татарстана.
Сборник посвящен столетию со дня рождения выдающегося российского (советского) географа Сергея Александровича Ковалева. В течение почти 20 лет он возглавлял редколлегию серии «Вопросы географии». С.А. Ковалев - один из создателей современной отечественной географии населения, один из зачинателей географического изучения сферы обслуживания и комплексных географических исследований сельской местности, основатель научной школы в области изучения сельского расселения и социальной географии.
Сборник содержит статьи по различным вопросам географии населения и социальной географии. В начале сборника помещены воспоминания о С.А. Ковалеве. Публикуются также не издававшиеся ранее его работы.
В статье описываются существующие критерии и формы оценивания в школьном образовании. Как пример взято критериальное формирующее оценивание в отечественной практике на основе стандартов учебных достижений. Даётся представление об организации учебного процесса, учебных целях, формах оценивания и т.д.
Модернизация образования происходит в условиях бюджетной реформы, что накладывает дополнительную ответственность на органы управления образованием при внедрении моделей нормативно-подушевого финансирования. Оптимизация механизма управления бюджетными ресурсами сводится к переходу от ассигнований на текущее содержание учреждений образования к финансированию оказываемых ими услуг на основе задания учредителя. Задание должно обеспечивать увязку показателей объемов и качества предоставляемых образовательными учреждениями услуг (выполнения работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня.
В статье анализируется правомерность гендерных стереотипов, связанных со школьным образованием; использованы данные гендерной статистики выпускников школ Нижегородской области.
Автор статьи полагает, что поскольку проводимая в нашей стране комплексная реформа всей системы образования будет продолжаться несколько ближайших лет, в этот период, в связи с работой по совершенствованию образовательного законодательства РФ, важно провести теоретическое осмысление и систематизацию опыта и достижений зарубежных стран в сфере правового регулирования всех звеньев системы образования. «Американский опыт школьного образования и изучение статуса школьных округов как специальных автономных муниципальных единиц, не подконтрольных муниципальным органам власти общего назначения, на территории которых они действуют, должны быть приняты во внимание как при проведении комплексной реформы системы образования в Российской Федерации, так и при продолжении реформы органов местного самоуправления и систем управления местными финансами».
В данной статье речь идет о начале развития образовательного процесса в одной из североамериканских колоний Англии. Пенсильвания привлекала многих переселенцев из Европы своей свободой вероисповедания. Переезжая на новые земли, европейцы из разных стран приносили свой уклад жизни, в том числе и различные системы образования. Поэтому в конце XVII –начале XVIII вв. в колонии возникло несколько разных типов школ. Национальная система образования, которая появилась лишь в XIX веке впитала многое из того, что создали колонисты.
В социологии образования получили распространение классификации (модели) образовательных учреждений на основе регулярно собираемых статистических данных. В их основании лежит (неявное) допущение о том, что каждый включенный в модель показатель применительно к любому образовательному учреждению имеет один и тот же смысл. Демонстрируется рискованность подобного допущения.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.