Статья
Проблема вынужденной миграции: взгляд из Пекина
В статье рассматриваются правовые и институциональные рамки китайской политики по защите беженцев, анализируется отношение КНР к вынужденным переселенцам из разных государств, а также позиция страны относительно мирового миграционного кризиса. Показано, что Пекин часто игнорирует нормы международно-правового режима защиты беженцев, а его реакция на международное давление проявляется в создании альтернативного дискурса относительно определения понятия “беженец” и роли Китая в локальных и мировых миграционных кризисах. В то же время КНР все больше вовлекается в международное сотрудничество по защите беженцев для достижения собственных внешнеполитических целей.
Миграция является мощным двигателем и важным следствием экономических, политических и социальных изменений. Учитывая ее значимое воздействие на сообщества, необходимо полноценно измерять и понимать миграцию. Достоверные статистические данные являются ключевым в базовом понимании этого важного феномена. Однако, во многих странах, даже самые общие данные по миграции являются неполными, устарелыми или их не существует вовсе. Совершенствование данной области требует знания принципов сбора, формирования и анализа миграционной статистики. Лица, разрабатывающие миграционную политику, а также другие специалисты должны знать определения и вопросы измерения, касающиеся данных по миграции, чтобы уметь их интерпретировать. Настоящее руководство было подготовлено Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций, в рамках проекта «Укрепление национальныхвозможностей в области улучшения миграционных данных: максимизирование выгод, полученных от развития, и минимизирование отрицательного воздействия». В проекте, который финансировался Счетом развития Организации Объединенных Наций, участвовали все пять региональных комиссий Объединенных наций. Руководство предназначено для специалистов и лиц, занимающихся вопросами миграции и миграционной статистики. Данное руководство сосредоточенно на определенном контексте миграционных процессов в Восточной Европе и Центральной Азии. Мы надеемся, что практические примеры и международные рекомендации, представленные в документе повысят интерес, и будут способствовать пониманию, развитию, распространению и использованию статистики по международной миграции.
Научная новизна и актуальность данного исследования заключается в том, что в нем впервые осуществлена попытка исследования ключевых проблем формирования русскоязычной диаспоры в отдельно взятом полиэтничном регионе, рассмотрены основные тенденции адаптации русскоязычной диаспоры в Финляндии. Несмотря на большой материал, собранный учеными о диаспорных группах русскоязычных, расселенных практически во всем мире, актуальность комплексного исследования русскоязычной диаспоры в Финляндии на сегодняшний день остается острой и малоизученной. Таким образом, подобное комплексное исследование особенностей развития и современного состояния русскоязычных в Финляндии, можно сказать, проводится впервые.
В статье исследуется история миграции фанов в бассейнах Комо и Огове в XIX в. и ее политические и экономические последствия для западных регионов Экваториальной Африки.
Автор показывает, что демографический переход является органической частью цивилизационного развития. Такие явления, как смертность и рождаемость, изменения в характере миграции связаны со стадиями развития цивилизации.
Миграция является мощным двигателем и важным следствием экономических, политических и социальных изменений. Учитывая ее значимое воздействие на сообщества, необходимо полноценно измерять и понимать миграцию. Достоверные статистические данные являются ключевым в базовом понимании этого важного феномена. Однако, во многих странах, даже самые общие данные по миграции являются неполными, устарелыми или их не существует вовсе. Совершенствование данной области требует знания принципов сбора, формирования и анализа миграционной статистики. Лица, разрабатывающие миграционную политику, а также другие специалисты должны знать определения и вопросы измерения, касающиеся данных по миграции, чтобы уметь их интерпретировать. Настоящее руководство было подготовлено Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций, в рамках проекта «Укрепление национальных возможностей в области улучшения миграционных данных: максимизирование выгод, полученных от развития, и минимизирование отрицательного воздействия». В проекте, который финансировался Счетом развития Организации Объединенных Наций, участвовали все пять региональных комиссий Объединенных наций. Руководство предназначено для специалистов и лиц, занимающихся вопросами миграции и миграционной статистики. Данное руководство сосредоточенно на определенном контексте миграционных процессов в Восточной Европе и Центральной Азии. Мы надеемся, что практические примеры и международные рекомендации, представленные в документе повысят интерес, и будут способствовать пониманию, развитию, распространению и использованию статистики по международной миграции.
Миграция населения - это процесс, в котором отражаются происходящие в стране события и поэтому очень важно его изучать и следить за его динамикой. Миграция населения, с одной стороны, является важнейшим индикатором социально-экономической ситуации в стране и ее регионах, с другой стороны – важнейшим социально-экономическим процессом, формирующим демографическую структуру населения страны, определяющим состояние региональных и локальных рынков труда. Для успешного проведения социально-экономической политики необходимо уметь прогнозировать величину и направление миграционных потоков, а для этого нужно понимать особенности внутрироссийской миграции и факторы, ее определяющие. Однако в современной России связь между миграцией и экономикой, факторы миграции, остаются во многом неизученными, в особенности это касается внутрироссийской миграции. Не в последнюю очередь такая ситуация возникла благодаря несовершенству российской статистики.
На данный момент существует ряд исследований, посвящённых эконометрическому анализу миграции в России, в которых осуществлены попытки моделирования миграционных потоков между регионами (Gerber, 2005, 2006; Андриенко, Гуриев, 2006 и др.). Данное исследование развивает подход, использованный в работе (Андриенко, Гуриев, 2006).
Анализ основывается на панельных данных 2001-2008 гг. о миграционных потоках между регионами, собираемых, но не публикуемых Федеральной службой государственной статистики РФ.
Статья посвящена проблемам региональной миграционной политики, которые особенно актуальны для современной России. Авторы рассматривают основные направления и механизмы регулирования миграционных процессов на региональном уровне, формулируют выводы о влиянии миграции на эффективность социально-экономического развития регионов России.
В данной работе исследуется сходимость российских регионов. В 1990-е годы в России не наблюдалась сходимость регионов, однако в 2000-х годах ситуация резко изменилась. В то время как различия в ВРП на душу остаются существенными между регионами, различия в среднедушевых доходах и заработных платах значительно снизились. Мы показали, что государственное распределение ресурсов не играет значительной роли в наблюдаемой сходимости. Мы пытаемся объяснить сложившийся феномен региональной сходимости в 2000-х годах, используя панельные данные межрегионального перераспределения труда и капитала. Оказалось, что рынок капитала в России интегрированный в том смысле, что местные инвестиции не зависят от местных сбережений. Мы показали, что экономический рост и финансовое развитие значительно снизили барьеры миграции населения. В 90-е годы многие бедные регионы России находились в ловушках бедности: население этих регионов хотело бы мигрировать, но не имело достаточных средств для совершения переезда. В 2000-х годах, особенно начиная с 2005 года, эти барьеры исчезли. Всеобщее экономическое развитие позволило регионам выйти из ловушек бедности. Это привело и к сходимости рынков труда. Межрегиональные различия в среднедушевых доходах, заработных платах и уровнях безработицы сейчас меньше, чем в Европе. Результаты показывают, что экономический рост и развитие финансовых рынков и рынка недвижимости в конечном итоге привели к межрегиональной конвергенции в России.
В статье рассматриваются процессы построения информационного общества и информационной безопасности в СНГ в соответствии с современными условиями. Основная цель заключается в анализе действующих механизмов по формированию единого информационного пространства в Евразийском регионе, понимаемого как один из необходимых аспектов международной интеграции. Теоретическая значимость работы состоит в определении основных элементов управления региональной информационной инфраструктурой, совершенствующихся благодаря развитию коммуникационных возможностей в условиях ускоренного технологического процесса. Практическая составляющая состоит в определении перспективных направлений политики государств рассматриваемого региона в области построения информационного общества. В исследовании авторами используется историко-описательный подход и фактологическое анализ событий имеющих отношения к вычерчиванию контуров современного глобального информационного общества в региональном преломлении.
К основным результатам можно отнести то, что развитие информационно-коммуникационных технологий и сетевых ресурсов ведет к усилению угрозы дестабилизации социально-политической обстановки ввиду появления множества центров, генерирующих идейно-психологический фон. Ведение целенаправленной информационной политики не может мыслиться без коллективного участия государств, в первую очередь, входящих в группу лидеров интеграции – России, Белоруссии и Казахстана. В настоящее время только вырабатываются комплексные подходы к обеспечению безопасности в информационной сфере в Евразийском регионе, однако события, происходящие в мире во многом благодаря современным технологиям, заставляют искать стратегию выхода с гораздо более высокой скоростью.
Статья вносит определенный вклад в науку о международных отношениях, вступая в область междисциплинарного осмысления, связанного с переходным периодом в развитии общества. Изучение современных условий в их соотнесении с действующими социально-политическими закономерностями приводит авторов к выводам о необходимости сотрудничества с сетевыми центрами силы в современном информационном пространстве; формированием альтернативных моделей сетевого взаимодействия, особенно в инновационных и научно-технических направлениях информационной политики, а также расширения интеграционного поля в рассматриваемом регионе на информационную составляющую.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Специальная публикация к саммиту БРИКС в Дели представляет собой сборник статей представителей органов власти стран БРИКС, международных организаций, бизнеса и ведущих исследователей.
В число российских авторов вошли Министр иностранных дел России Сергей Лавров, директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, советник Президента РФ Александр Бедрицкий, посол по особым поручениям МИД РФ Вадим Луков и представители российского академического сообщества.
В сборнике рассматриваются актуальные вопросы глобальной повестки дня, приоритеты БРИКС и Индийского председательства, конкурентные преимущества и позиции стран-участниц, а также вопросы институционализации БРИКС, повышения эффективности этого форума и его развития подотчётности. Исследовательская группа БРИКС является совместной инициативой Высшей школы экономики и Университета Торонто.
Если русский национализм не одержал победу в начале прошлого века, тем более не победит сейчас. Тогда он имел неизмеримо лучшие возможности для выдвижения на лидирующие позиции.
Исследуется феномен авторитарности, широко распространенной в массовом сознании россиян. Изложен новый подход к рассмотрению авторитарного синдрома как последствия культурной травмы в результате политической и социокультурной трансформации общества. Представлена динамика симптомов авторитарности, которые проявляются в массовом сознании россиян с 1993 по 2011 г. Предложен пакет мер, направленный на снижение уровня авторитарности в российском обществе.
Рассматривается пространственная теоретико-игровая модель предвыборной конкуренции, в которой два кандидата, помимо выбора политических программ, могут тратить средства на увеличение собственной популярности. Показано, что при определенных условиях политические программы кандидатов будут разными. Исследуется, как предпочтения избирателей и электоральная система влияют на политические программы кандидатов и расходы на предвыборную кампанию. Показано, что при достаточно однородных предпочтениях электората равновесия не существует.
В ежегоднике представлены основные тенденции, процессы и наиболее значимые события во взаимоотношениях стран Центра, Периферии и Полупериферии, включая позиции и интересы России в этом взаимодействии. Особое внимание уделено последствиям мирового кризиса (долговой кризис в Европе), перипетиям «арабской весны», российско-американским отношениям, роли социальных сетей в современном мире и др.
Статья посвящена проблемам применения обязательных требований к хозяйственной деятельности в России. В начале статьи анализируется природа обязательных требований и рассматривается их соотношение с требованиями нормативных правовых актов и нормами права в целом. Резюмируются подходы к определению понятия «обязательные требования» в науке административного права и примеры его законодательного употребления. Автор приходит к выводу, что в настоящее время обязательные требования к хозяйственной деятельности не всегда обличены в форму нормативных правовых актов, их понятие размыто и не формализовано в законодательстве, что приводит к существенным проблемам их применения на практике. Нечеткость понятия обязательных требований, особенно в части технических норм и правил, приводит к расширительному толкованию предмета государственного контроля (надзора), в рамках которого соблюдение таких требований проверяется.
Вторая часть статьи посвящена анализу конкретных проблем правоприменительной практики, среди которых выделяются проблемы недоступности обязательных требований, их противоречивости и устаревания. Указывается, что массив обязательных требований часто не отвечает современному уровню развития науки и техники.
В третьей части статьи описывается авторский подход к решению проблем применения обязательных требований. В качестве ключевого предложения предлагается создание Единого межведомственного портала по раскрытию сведений об обязательных требованиях. Также предлагается регламентировать разработку и принятие новых обязательных требований технического характера через утверждение положений об отраслевых системах нормирования. Кроме того, предложено установить мораторий на применение обязательных требований, принятых органами и организациями СССР и РСФСР, и ввести предельный, пятнадцатилетний срок действия обязательных требований в сфере технического регулирования и в отраслевых системах нормирования.
В сборнике представлены три из шести докладов российских ученых, подготовленных к обсуждению на «круглом столе» по проблемам модернизации, проведенном 18 февраля 2009 г. в Москве. Авторы докладов рассматривают комплексную модернизацию России как одно из важнейших условий поступательного развития страны в XXI веке, акцентируют внимание на значимости зарубежного опыта для определения стратегических направлений развития страны, оценивают перспективы модернизации отдельных отраслей отечественной экономики.