Статья
Медиа-репрезентация протестных настроений в зеркале социологии
В статье проводится социологическое осмысление стратегий медиа-репрезентации протестных настроений в федеральной повестке. Предметом рассмотрения стали антикоррупционные митинги, проходившие 26 марта 2017 года в 82 городах страны и собравшие более 92 тысяч человек. Был использован комплекс методов: контент-анализ; дискурс-анализ; методы математической статистики; вторичный анализ социологических исследований. Базой исследования послужили материалы Интернет-порталов, выпуски информационных программ федеральных телеканалов, а также «посты» пользователей социальных сетей. Согласно результатам проведенного исследования, только один Интернет-портал («Meduza.io») и один телеканал («Дождь») придерживались стратегии детального освещения митингов против коррупции. Делается вывод, что сложившаяся медиакартина будет усиливать степень недоверия аудитории к «традиционным» СМИ, упрочивая позиции представителей гражданской журналистики – блогеров и обычных пользователей социальных сетей, – репрезентирующих «картину дня», лишенную ангажированности, вследствие чего потенциально способных выработать высокий «кредит доверия» у аудитории.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Рассматриваются существующие методы моделирования влияния на экономическое поведение моральных норм и обосновывается целесообразность их расширения путем учета их потенциальной роли в координации экономических взаимодействий и много# мерности моральных характеристик экономических агентов. В качестве иллюстрации применения такого подхода предлагается модель рынка коррупционных услуг с образованием коррупционных коалиций, основой которых служат локальные коллективные моральные нормы.
Автором излагаются результаты анализа российского рынка диссертационных услуг.
The efficiency of social reforms in different countries mostly depends on the extent to which they can be accepted by people. Moreover, even if the problems are similar, the reasons may differ, which can lead to fail in applying existing laws of one state to another one. Bribery, as shows the Corruption Perception Index, calculated by Transparency International, is a typical problem for developing countries – that also matches research (Levin & Satarov, 2000; Ilzetzki, 2010) concluding that corruption has roots in socialist regimes and that in recently established political stability instable economic situation leads to growth in crime. The main problem within the scope of this project is to identify the relation between corruption perception and level of trust in the society and to distinguish the differences in factors affecting these characteristics in post-soviet countries. The research discoveres that distrust matters a lot for the problem in Russia and suggests further examining European countries in order to explain the difference in trust.
В статье рассматриваются проблемы использования ресурсов Интернета как средство коммуникации некоммерческих организаций (НКО), создаваемых инициативными группами женщин - общественных деятелей. Анализируются проблемы использования Интернет-ресурсов женскими организациями Нижнего Новгорода.
В книге публикуются материалы Международной научно-практической конференции, состоявшейся в Нижнем Новгороде 2-3 февраля 2007 года. В конференции приняли участие научные и практические сотрудники из разных регионов России, а так же из-за рубежа. Значительное внимание уделяется преступлениям против собственности и в сфере экономической деятельности, организованной преступности, коррупции, терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков, торговле людьми. Осуждаются общие теоретические подходы к борьбе с преступностью.
В учебном пособии систематически изложены вопросы PR организации, учреждения, освещены цели, технологии этой деятельности, возможности анализа эффективности решения этих задач. В большей степени книга ориентирована на PR в деловой активности и особенно в социально-культурной некоммерческой сфере. В приложениях содержатся материалы и образцы документов, важные для практической организации PR.
Книга может использоваться как для самостоятельного знакомства с PR, так и для преподавания соответствующих курсов.
При помощи построенных на данных BEEPS рейтинга инновационности, индекса коррупции и показателей барьеров исследуется взаимосвязь между административной коррупцией и инновационным поведением фирм.
Продемонстрированы устойчивая связь между инновационным поведением фирм и административными барьерами, а также присутствие дополнительной коррупционной нагрузки для «входа». Суммарная коррупционная нагрузка тем выше, чем больше предприятие занимается инновациями.
В сборнике рассматриваются научные проблемы и результаты исследований в области спутниковой связи, электронной совместимости радиосредств, антенно-волноводной техники, телевиденья, построение аппаратуры связи.
Издается для инженерно-технических работников радиосвязи, телевизионного и звукового вещания.
В статье речь идет об институциональном определении демократии как формы организации политических и государственных порядков. Предлагается совокупность политических и государственных порядков, определяющих сущностные характеристики и свойства современной полиархической демократии. Эта совокупность включает как порядки, определяющие основы формирования власти в государстве и деятельности граждан, в том числе и во взаимоотношениях с государственной властью, так и порядки, определяющие демократические основы непосредственно деятельности государственной власти.
Российские регионы развиты неравномерно, что отражается на ценностях и социально-психологических установках их жителей. В фокусе данного исследования находятся ценности, показатели социального капитала и их взаимосвязи с экономическими установками на индивидуальном поведенческом уровне, что является практически неразработанной темой в рамках экономической психологии. Выборка исследования составила 1219 человек из разных регионов России. Метод исследования – социально-психологический опрос. Опрос проходил в 2010-2011 гг. Было получено, что регионы Российской Федерации в значительной степени различаются как по профилю базовых ценностей и некоторым показателям социального капитала, так и по экономическим установкам их жителей, что отражается на экономике страны в целом.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.