• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Трансформация моральных паник в условиях модернизации информационного общества

В неоинформационном обществе Интернет является основным полем для инспирирования моральных паник. Обилие в Сети информации, разрушающей моральную целостность социума, ее свободный доступ в неограниченном объеме создают в сознании индивидов ощущение приближающейся социальной катастрофы, порождая стигмы и фобии – первооснову моральной паники. Инструментом конструирования моральной паники становятся интерактивные ресурсы Интернета – форумы и социальные сети, которые нередко распространяют фейковую информацию, тем самым порождая слухи и сплетни.

Предметом рассмотрения настоящей статьи являются механизмы трансформации моральных паник в условиях модернизации информационного общества. В фокусе социологического изучения – аффективные реакции индивидов на распространение так называемых «Групп смерти» в социальных сетях. Используется комплекс методов: количественный контент-анализ; дискурс-анализ; вторичный анализ статистических данных. Базой исследования стали выпуски информационных программ федеральных  и региональных телеканалов, а также «посты» пользователей социальных сетей. Хронологические рамки исследования: январь – апрель 2017 года.

По итогам проведенного исследования делается вывод, что явление в отношении распространения «Групп смерти» в социальных сетях представляет собой моральную панику второго порядка. Она конструировалась по аналогичной модели с моральными паниками 1990-х годов, связанными с игроманией подростков в США и виртуализацией жизни школьников (просвещением в вопросах секса и пропагандой насилия посредством информационно-коммуникационных технологий) в России. Основное отличие данной моральной паники заключается в высшей степени демонизации виртуальной сети, представленной как деструктивная сила, истребляющая молодое поколение. Несмотря на отсутствие статистических данных о резком увеличении суицидальных случаев среди подростков в результате распространения «Групп смерти» в социальных сетях, широкое обсуждение проблемы и оперирование технологией эмотивно-морализаторского дискурса (в том числе со стороны первых лиц государства) смогло спровоцировать аффективные реакции в обществе. «Жизненный цикл» моральной паники составил четыре месяца. Ее рецессия произошла в результате падения медиа-интереса к явлению (ввиду отсутствия фактов о реальных жертвах «Групп смерти»).