• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Переодевание в народный костюм в истории русской этнографии

В статье исследуется практика переодевания этнографов и собирателей фольклора в народный костюм в середине XIX века. Наиболее последовательно этот вид социальной мимикрии применялся известным собирателем П.И.Якушкиным. Как показано в статье, ходя по деревням в русском платье под видом коробейника, Якушкин следовал инструкции,  составленной для него известным литератором, историком и коллекционером русских древностей М.П.Погодиным. Статья подробно анализирует основные источники представлений Погодина о том, как должен выглядеть собиратель фольклора и этнограф. Среди «агентов влияния» – славянофилы и их отношение к русскому костюму,  А.С.Пушкин, ходивший в красной рубахе, а также придворные анекдоты и народные легенды о правителях и высокопоставленных лицах, переодевавшихся в простое платье для сближения с народом.  Вместе с тем, в статье продемонстрировано, что практика переодевания, применяемая Якушкиным, хотя и использовалась несколько позднее другими этнографами – например, С.В.Максимовым и П.Н.Рыбниковым – по политическим причинам общеуптребительной не стала. Тем не менее в 1870-е годы, во время расцвета движения «народников», переодевание в народный костюм вновь стало применяться весьма активно – для преодоления дистанции между интеллигентом и крестьянами или рабочими. Размывание и в итоге исчезновение сословных преград в советское время деактулизировано прагматическую функцию  практики переодевания в русское платье (вызвать доверие) , между тем как использование народного костюма в качестве политического жеста сохранило значимость до сегодняшнего дня.