Статья
Враги по разуму: робот как революционный субъект
Понятие революции сегодня остается актуальным как для общественно-политического дискурса, так и для академических исследований. Однако многие левые мыслители вообще и неомарксистские теоретики в частности испытывают определенную сложность, поскольку о революции теперь не рассуждают в категориях исторической закономерности. По этой причине сторонники революции мыслят ее как некое утопическое состояние. Другая трудность левых состоит в том, что в настоящее время они не могут делать ставку на тот или иной социальный класс как на субъект революционных изменений. Отсюда утопия снова выручает сторонников радикальных социальных преобразований. Вместе с тем кинематограф и технологическое прогнозирование уже давно подсказывает исследователям, что, по крайней мере, в рамках футурологии можно размышлять о том, что субъектом революции могли бы стать отнюдь не люди, но роботы, киборги или
искусственный разум. В таком свете, во-первых, революция перестает быть не просто марксистским понятием, но и вообще выпадает из измерения политической риторики левых. Но главное, вместе с тем, она превращается в предмет антиутопических фантазий. В настоящей статье автор с общих позиций социальной философии и традиционного анализа, основываясь на богатом эмпирическом материале из современного научно-фантастического кинематографа, пытается обсудить возможность революции роботов, определить, в каких условиях и почему искусственный разум может устроить революцию, а также рассуждает об этических проблемах, связанных с эксплуатацией машин и внедрении робототехники в повседневную жизнь человека. Особый акцент автор делает на современных антиутопиях, а также на ранних фильмах режиссера Ридли Скотта «Чужой» и «Бегущий по лезвию», которые, как утверждается в статье, лучше всего иллюстрируют тенденции роботов к «революционной деятельности».
Часто рассматриваемое как один из наиболее вредных видов деятельности, пиратство на протяжении десятилетий тем не менее является для многих народов на всех континентах главным способом получить доступ к продуктам культурных индустрий. Данная книга, основанная на эмпирической базе из различных географических зон, рассматривает этот комплексный феномен. Впервые публикуемое исследование подобного рода анализирует глобальные стратегии борьбы с пиратством, рассматривает национальную политику разных стран по борьбе с пиратством, изучает способы применения пиратских продуктов, обозначает пути доставки пиратских продуктов, а также трансформации, связанные с интернетом в этой области.
Настоящее пособие предназначено для школьников, абитуриентов и студентов, имеющих знания по французскому языку, соответствующие уровню европейской классификации А2 - В1, и желающих подготовиться к сдаче ЕГЭ или других квалификационных экзаменов.
Пособие состоит из 2-х самостоятельных частей, построенных по тематическому принципу, но имеющих разную структуру. Тексты научно-популярного или социо-культурного характера составлены по материалам французских и российских печатных изданий и Интернет-ресурсов и отражают различные стороны современной жизни Франции и России.
Тексты I сопровождаются заданиями, направленными на выработку навыков извлечения значимой информации при определенных видах чтения:
- определение смысловой адекватности предложенных высказываний содержанию текста (vrai, faux, non mentionné);
- выбор одного ответа из нескольких предложенных (QCM);
- ответы на вопросы.
Тексты II подобраны таким образом, чтобы
- научить построению самостоятельного высказывания на заданную тему с формулированием собственной позиции;
- способствовать формированию навыка ведения диалогов и дискуссий в рамках изученной тематики;
- дать возможность провести сравнительный анализ различных аспектов жизни во Франции и России.
Тексты III дополняют и углубляют информацию, представленную в первой части и служат для отработки навыков письменного логически структурированного изложения содержания.
Практическая направленность пособия: тематическое разнообразие и актуальность текстов, наличие заданий, соответствующих формату квалификационных экзаменов, высокая степень повторяемости грамматических и лексических конструкций, - позволят активизировать коммуникативные навыки и успешно подготовиться к экзаменам.
Цель пособия – развитие навыков изучающего, ознакомительного и просмотрового чтения; активизация устной речи с опорой на чтение, обучение основным приемам краткого изложения содержания одного (résumé, compte-rendu) или нескольких (synthèse) текстов.
Пособие может быть использовано для работы в аудитории под руководством преподавателя, в виде заданий для внеаудиторных самостоятельных занятий.
В публичном дискурсе преобладают киноведческие представления об анализе фильмов. Автор статьи предлагает иной взгляд: в ходе эксперимента, направленного на выявление зрительского восприятия фильма «Добро пожаловать в Зомбиленд», он обнаруживает нетипичную для киноведения трактовку фильма ужасов как инструмента воспитания подрастающего поколения, те особенности идеологического послания киноленты, которые способны преобразовать любой жанр в его, казалось бы, полную противоположность. Основной вывод статьи: восприятие фильма - комплексное социальное действие, которое всегда выходит за рамки киноведческих интерпретаций.
На основе применения новейших теоретических инструментов вскрыты неявные аспекты советского культурного опыта 1920-1930-х гг. Авангардная фотография рассмотрена с точки зрения антропологии восприятия. Изучены различные режимы использования национального архива. Послереволюционное преобразование труда и быта представлено как проявление биополитики. Обнаружена коммуникативная логика проектов Александра Богданова. Проанализировано внутреннее время произведений авангардного искусства. Коллективная монография предназначена для специалистов в области философской антропологии и истории культуры, а также для широкого круга читателей, интересующихся свежим прочтением советского социокультурного эксперимента.
В своей статье В.К. Кантор рассматривает непростые отношения русских эмигрантов с теми западноевропейскими чиновниками, которые строили структуры, позволявшие выжить русским интеллектуалам. Автор анализирует эту проблему на письмах Ф. Степуна Г. Кульману. Автор также публикует архивные письма Степуна Кульману.
Статья посвящена рассмотрению альтернативных стратегий конституционной трансформации в период разработки российской Конституции 1993 г. Автор анализирует историческое возникновение и основополагающие конституционные принципы, такие как парламентская демократия, разделение властей, формы правления, а также их интерпретацию во время политического кризиса рассматриваемого периода.
Предметом внимания статьи является русский терроризм конца 19-начала 20 века. Русский терроризм рассматривается преимущественно как моральное явление с точки зрения его этического обоснования, формулировок целей и средств борьбы. В статье раскрывается объективная логика террора, которая влечет от индивидуального терроризма к терроризму государственному. Одновременно рассматривается концепция ответственности государственной власти за поддержание условий права и справедливости перед лицом хаоса и бесправия.
В своей статье Владимир Кантор рассматривает судьбу русской интеллигенции в контексте культурного перелома рубежа веков - XIX и ХХ вв., анализирует отношение "веховцев" к этому феномену русской культуры. Для автора - интеллигенция есть элемент, который способствовал самодвижению русской истории. На сюжете борьбы вокруг сборника "Вехи", привлекая к анализу знаменитые философские и художественные книги, выпущенные в том же 1909 г., Кантор показывает взаимоотношение народа и интеллигенции в их притяжении и отталкивании как стержневую тему русской судьбы. Но историческое движение совершается через трагедию, герои, двигающие историю, вынуждены жертвовать собой, чтобы осуществилось движение. Неприятие и изгнание русской интеллигенции из сознания страны на несколько поколений, ее трагическое бытие лучшее подтверждение этой мысли.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Совместное исследование, проведенное междисциплинарной группой российских и шведских лингвистов, социологов и педагогов-психологов на грант Шведского института помимо решения прагматических задач, связанных с выявлением относительной качественно-количественной специфики национальных ценностных когнитивных репрезентаций, имело, прежде всего, методологические цели. Они состояли в проверке эффективности разработанных экспериментальных когнитивно-лингвистических приемов (и, соответственно, лежащих в их основе теоретических представлений), направленных на получение фактических данных, позволяющих реконструировать и сопоставить соответствующие области когнитивных репрезентаций.
Российские регионы развиты неравномерно, что отражается на ценностях и социально-психологических установках их жителей. В фокусе данного исследования находятся ценности, показатели социального капитала и их взаимосвязи с экономическими установками на индивидуальном поведенческом уровне, что является практически неразработанной темой в рамках экономической психологии. Выборка исследования составила 1219 человек из разных регионов России. Метод исследования – социально-психологический опрос. Опрос проходил в 2010-2011 гг. Было получено, что регионы Российской Федерации в значительной степени различаются как по профилю базовых ценностей и некоторым показателям социального капитала, так и по экономическим установкам их жителей, что отражается на экономике страны в целом.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.