• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Постконтрактный оппортунизм на рынке добровольного медицинского страхования

Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 3. С. 148-181.

Статья посвящена выявлению признаков оппортунистического поведения страхователей на
российском рынке медицинского страхования. Под оппортунизмом понимается поведение
респондентов, увеличивающее стоимость медицинского обслуживания или повышающее
вероятность наступления страхового случая. Целью исследования является выявление
постконтрактного оппортунизма, проявляющегося в периоды действия полисов медицинского
страхования. Источником данных для представленных в работе эмпирических оценок является
Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)
за 2000–2015 годы. Возможными признаками оппортунистического поведения являются
повышение частоты посещения врачей, рост потребления табачных и алкогольных изделий,
снижение физических нагрузок и самооценок здоровья. С целью выявления указанных выше
эффектов в работе оцениваются параметры регрессионных моделей упорядоченного выбора
для каждого из перечисленных признаков. Контроль наличия у респондентов предконтрактного
оппортунистического поведения реализуется введением в модели индивидуальных
фиксированных эффектов. Регрессионный анализ выявил статистически значимый рост частоты
посещения респондентами врачей, частоты потребления алкогольных напитков и снижение
самооценок здоровья в периоды действия полисов ДМС. Полученные результаты могут быть
приняты к сведению страховыми компаниями при заключении договоров ДМС.