Статья
Instruments of International Scientific Cooperation in the Field of Bioeconomy as Driver of Emerging Economies. The Experience of the EU-Russia Cooperation
The article reflects undertaken worldwide steps to build the bioeconomy. Bioeconomy is a set of industries, from the point of view of economy, and a plurality of cross-industry research, in terms of global science. All this leads to difficulty in understanding the boundaries of bioeconomy, developing within the traditional economies. The article also presents the main instruments of support and development of biotechnology and bioeconomy in Russia, such as the National Technology Initiative (NTI), the Federal Targeted Programme for Research and Development in Priority Areas of Advancement of the Russian Scientific and Technological Complex for 2014-2020 (action 2.2). The influence of the international scientific and technological programs (Horizon 2020, ERA-NET) on the regional economy was also estimated.
Специальная публикация к саммиту БРИКС в Дели представляет собой сборник статей представителей органов власти стран БРИКС, международных организаций, бизнеса и ведущих исследователей.
В число российских авторов вошли Министр иностранных дел России Сергей Лавров, директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, советник Президента РФ Александр Бедрицкий, посол по особым поручениям МИД РФ Вадим Луков и представители российского академического сообщества.
В сборнике рассматриваются актуальные вопросы глобальной повестки дня, приоритеты БРИКС и Индийского председательства, конкурентные преимущества и позиции стран-участниц, а также вопросы институционализации БРИКС, повышения эффективности этого форума и его развития подотчётности. Исследовательская группа БРИКС является совместной инициативой Высшей школы экономики и Университета Торонто.
В статье проводится анализ факторов, влияющих на объемы экспорта и импорта продовольственных товаров в странах БРИКС. В качестве ключевого фактора дестабилизации торговых потоков продовольственными товарами в период 2007 – 2011 гг. автор выделяет ценовую волатильность. Автор анализирует основные меры, предпринятые правительствами стран БРИКС на национальном уровне и международном уровне. В заключении автор дает прогноз о роли БРИКС в стабилизации международных торговых потоков продовольственными товарами и в обеспечении продовольственной безопасности.
The phenomenon of positive autocorrelation in daily stock index returns is often viewed as a consequence of stable behavioral patterns of certain investor groups (e.g., [Sentana, Wadhwani, 1992; Koutmos, 1997]). However, such patterns may change due to extreme events, i.e. currency and financial crises, and affect the autocorrelation of returns. Emerging markets have experienced severe crises in a recent decade and are therefore a suitable object to study.
Thus the focus of the current paper is to identify substantial changes in autocorrelation of BRICs’ stock markets index returns after experiencing these failures of financial system (the Asian crisis of 1997–1998, the crises in Russia, Brazil in 1998–1999 and the revaluation of the Chinese yen in 2005). Since all countries considered belong to the group of emerging markets and crises might have contagious effects we expect to reveal the influence of events in one country from the group on the markets in other countries. Studying stock market crises in BRICs and Thailand as possible causes of structural changes on stock markets is contribution of this paper to the existing literature. For this purpose we test for structural breaks in an ARMA-GARCH-model on the commonly known crisis dates.
This is the second volume in a series of five books bringing together the results of intensive research on the national systems of innovation (NSI) in the BRICS countries – Brazil, Russia, India, China, and South Africa. This book analyses the co-evolution of inequality and NSI across the BRICS economies. Inequality and Development Challenges argues that inequalities (assets, access to basic services, infrastructure, knowledge, race, gender, ethnicity, and geographic location) that go beyond the aspects of income, must be factored into development strategies since the benefits of innovation are not distributed equally. It combines original and detailed data, making this book an invaluable resource for researchers and scholars in economics, development studies and political science, as well as policymakers and development practitioners interested in the BRICS countries.
Обладая большим экономическим потенциалом и политическим влиянием, США исторически играли одну из ведущих ролей в таких важных неформальных международных институтах, как «Группа восьми» и «Группа двадцати». В 2012 г. эта страна внесла особенно существенный вклад в формирование решений «Группы восьми», так как она являлась председателем этого форума. Принимая во внимание то, что последствия глобального экономического кризиса не устранены до сих пор, а также то, что в последнее время существенную конкуренцию США составляют другие страны, в том числе, развивающиеся, такие как Китай, интересы США сосредоточены на восстановлении экономики и удержании мирового лидерства. Для США характерен комплексный подход к решению проблем глобального управления: при поддержке мер в какой-либо сфере учитывается то, как они скажутся на других сферах, прежде всего, на экономике. Более того, при реализации мер в области противодействия социальным и технологическим рискам США стремятся также добиться косвенного положительного экономического эффекта. Таким образом, интересы США в настоящий момент сосредоточены на устойчивом экономическом росте в условиях энергетической и геополитической безопасности. В ближайшем будущем среди возможных приоритетов США в повестках дня международных форумов можно выделить меры по борьбе с последствиями кризиса, включая меры по повышению прозрачности и ответственности на мировых финансовых рынках, меры по обеспечению продовольственной и энергетической безопасности, а также геополитической стабильности, в особенности, в странах Ближнего Востока, меры по поддержанию безопасности ядерных объектов и отражению кибератак, а также действия в области борьбы с коррупцией. Значительное внимание США продолжат уделять борьбе с мировым терроризмом и транснациональной преступностью, а также противодействию появления ядерного оружия у стран, которые ранее не располагали им. В решении конфликтов с другими странами США не исключают применения силы, однако это возможно лишь в случае исчерпания дипломатических механизмов урегулирования ситуации. Наименьший интерес для США представляет борьба с природными рисками, которая признается важной задачей, однако ее реализация не должна оказывать негативное влияние на развитие экономики, что не всегда возможно. В том числе, пока не привлекает должного внимания со стороны США проблема неустойчивого роста населения в развивающихся странах, однако США также признают важность ее решения.
Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС».
В статье представлен анализ результатов председательства России в «Группе двадцати» в 2013 году. Анализ осуществлен на основе модели обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов страны-председателя для формирования предложений к повестке дня в неформальных институтах («модель спрос-предложение»).Данных подход позволяет проследить, насколько председательству удалось обеспечить: 1) высокую степень отражения в повестке дня председательства и решений саммита ключевых проблем глобального управления; 2) сбалансированность в приоритетах председательства национальных интересов и интересов партнеров, 3) максимальное использование сложившегося потенциала института; 4) соответствия роли, выбранной страной-председателем (организатора, посредника, политического лидера, национального представителя) внешним условиям и внутренним обстоятельствам.
С 1 декабря 2012 года Россия приняла на себя обязанность и ответственность по координации работы «Группы двадцати» в качестве страны-председателя этого ведущего форума международного экономического сотрудничества. Пятый год своей работы «двадцатка» встретила в условиях «двухскоростного восстановления», которое к марту 2013 года стало «трехскоростным». Неуверенный и недостаточный рост мировой экономики, сохраняющиеся дисбалансы и риски ухудшения экономических показателей требовали концентрации усилий «форума крупнейших экономик мира на разработке мер по ключевым экономическим и финансовым проблемам, от которых зависит экономический рост и создание рабочих мест во всех странах мира» (Российское председательство в «Группе двадцати», 2013b). Эти приоритеты составили ядро Концепции председательства Российской Федерации, направленной на обеспечение устойчивого глобального роста и восстановления доверия между различными элементами мировой экономики, как основной задачи глобального управления, в соответствии с миссией и потенциалом «Группы двадцати».
Оставаясь в рамках ядра экономических и финансовых вопросов, «двадцатка» начала работу по поиску совместных решений по преодолению таких рисков, как увеличение неравенства доходов населения, хроническая неспособность в достаточной мере инвестировать, развивать и обеспечивать безопасность инфраструктуры, непредвиденные последствия регулирования.
Как показывает анализ решений «двадцатки» по основным приоритетам, в рамках российского председательства удалось обеспечить высокую степень отражения в повестке дня «двадцатки» и решениях саммита ключевых проблем глобального управления; баланс национальных приоритетов и приоритетов стран-партнеров по институту и использование сложившегося потенциала института. Выбор роли страны - председателя по конкретным приоритетам определялся сочетанием внешних условий и внутренних обстоятельств. Так, высокая степень остроты проблемы для всех участников определила запрос на выполнение председателем роли лидера при включении в повестку дня экономического форума и обсуждении возможностей мирного разрешения конфликта в Сирии. По занятости и социальной политике российское председательство, сочетая роли организатора и политического лидера, сумело вывести диалог на новый уровень качества.
Важным фактором успеха при обсуждении и принятии комплексного плана действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли стала способность ОЭСР взять на себя ответственность по выработке проекта плана. При экспертном лидерстве ОЭСР, высокой степени остроты данной проблемы для всех участников, глубокой проработке вопросов, российское председательство сконцентрировалось на роли организатора.
По приоритетной для России и многих партнеров по «двадцатке»теме стимулирования долгосрочных инвестиций российскому председательству удалось за короткий период консолидировать усилия международных институтов. В работе по данному направлению, как и по сфере финансового регулирования, российское председательство успешно сочетало роль представителя национальных интересов с ролью организатора.
При разработке новой стратегии развития наиболее продуктивным оказался выбор роли посредника и организатора, в результате российское председательство сумело обеспечить согласование новой основы для сотрудничества «двадцатки» по развитию.
В части касающейся повышения уровня прозрачности, легитимности и эффективности сильной стороной председательства стала активная работа с международными организациями и социальными партнерами и использование их экспертного потенциала. Продолжилась линия по укреплению системы институтов самой «двадцатки»: развитие новых механизмов координации и усиление отчетности по принятым решениям.
В рамках российского председательства «Группа двадцати» подтвердила свою значимость как ведущего форума экономического сотрудничества. Сделав «акцент на восстановлении уверенного и всеобъемлющего роста и уровня занятости при одновременном обеспечении фискальной устойчивости», лидеры впервые подчеркнули, что во главе угла повестки дня роста должно стоять благополучие граждан. Это важный итог пяти лет работы «двадцатки», и возможно начало нового качества сотрудничества.
В статье рассматриваются процессы построения информационного общества и информационной безопасности в СНГ в соответствии с современными условиями. Основная цель заключается в анализе действующих механизмов по формированию единого информационного пространства в Евразийском регионе, понимаемого как один из необходимых аспектов международной интеграции. Теоретическая значимость работы состоит в определении основных элементов управления региональной информационной инфраструктурой, совершенствующихся благодаря развитию коммуникационных возможностей в условиях ускоренного технологического процесса. Практическая составляющая состоит в определении перспективных направлений политики государств рассматриваемого региона в области построения информационного общества. В исследовании авторами используется историко-описательный подход и фактологическое анализ событий имеющих отношения к вычерчиванию контуров современного глобального информационного общества в региональном преломлении.
К основным результатам можно отнести то, что развитие информационно-коммуникационных технологий и сетевых ресурсов ведет к усилению угрозы дестабилизации социально-политической обстановки ввиду появления множества центров, генерирующих идейно-психологический фон. Ведение целенаправленной информационной политики не может мыслиться без коллективного участия государств, в первую очередь, входящих в группу лидеров интеграции – России, Белоруссии и Казахстана. В настоящее время только вырабатываются комплексные подходы к обеспечению безопасности в информационной сфере в Евразийском регионе, однако события, происходящие в мире во многом благодаря современным технологиям, заставляют искать стратегию выхода с гораздо более высокой скоростью.
Статья вносит определенный вклад в науку о международных отношениях, вступая в область междисциплинарного осмысления, связанного с переходным периодом в развитии общества. Изучение современных условий в их соотнесении с действующими социально-политическими закономерностями приводит авторов к выводам о необходимости сотрудничества с сетевыми центрами силы в современном информационном пространстве; формированием альтернативных моделей сетевого взаимодействия, особенно в инновационных и научно-технических направлениях информационной политики, а также расширения интеграционного поля в рассматриваемом регионе на информационную составляющую.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Если русский национализм не одержал победу в начале прошлого века, тем более не победит сейчас. Тогда он имел неизмеримо лучшие возможности для выдвижения на лидирующие позиции.