Статья
‘I shall show you the right path’: Samuil Lur’e and the first Russian film journal, Sine-Fono
By depicting the Nevsky prosprect cinema palaces the article explores early history of the Russian movie theatres. At the beginning of the century film production and cinemas were connected tightly and lived a single life. Thus it is argued that the study of early cinemas is not only study of local lore, but first of all of the history of cinema.
Как и любая другая эпоха, эпоха русского модернизма искала и находила в крупных культурных явлениях прошлого близкое себе, опираясь на старое, доказывала легитимность и прочность нового. Следовательно, взглянув на Баратынского глазами поэтов «Серебряного века», мы получим возможность распознать в складывающемся изображении еще один автопортрет модернистской эпохи: «сопоставление символистов и Баратынского» «не только может помочь нам уяснить какие-то стороны в Баратынском, но и снабдить нас некоторыми данными для суждения о сущности самогó символизма как этапа нашего литературного и культурного развития».
Чтение классики – занятие не простое; с этой мыслью вряд ли кто-нибудь будет спорить. А вот с утверждением, что изучение ее в школе может стать почти увлекательным, согласится далеко не каждый. Однако авторы книги на этом настаивают и предлагают читателю вместе с ними, страница за страницей, прочитать произведения, вошедшие в школьную программу, обратить внимание на то, мимо чего привыкли «пробегать» не оглядываясь, удивиться, задуматься. Открыть для себя каждого «школьного» автора, увидеть его своеобразие и привлекательность. С тем чтобы потом вновь и вновь возвращаться к нему – на то ведь классика и существует. Авторы книги знают, о чём говорят – оба преподают русскую литературу: в одном из московских лицеев и в Высшей школе экономики. Первый том содержит главы об Ахматовой, Бунине, Блоке, Мандельштаме, Цветаевой и их современниках, писавших в дореволюционные годы и после революции.
Новая книга Владимира Кантора, писателя и философа, доктора философских наук, ординарного профессора НИУ-ВШЭ, члена редколлегии журнала «Вопросы философии», известного историка русской мысли, составлена из статей, публиковавшихся в течение последних десяти лет в разных сборниках и журналах. Вместе с тем все они подчинены решению одной проблемы – выяснению взаимоотношения мифа и реальности в русской культуре. В. Кантор рассматривает такие мифы, как «Москва – третий Рим», миф двойничества, миф «народная правда», миф «Серебряный век», миф «безымянная Русь», и пытается показать реальность, стоящую за этими мифами. На взгляд автора, главная задача исследователя, да и просто мыслящего человека – пробиться сквозь пелену иллюзий, составляющих интеллектуальное пространство, в котором всегда живет общество. Поэтому задача эта остается актуальной во все времена.
Статья посвящена одному из аспектов исследования творчества Н. Н. Евреинова — прослеживанию эволюции идеи рассмотрения театра с позиций антропологии и теории культуры.
Статья посвящена одному из самых ярких и загадочных персонажей эпохи Серебряного века – С.М. Волконскому (в это время его называли «князь театра»). В ней представлен краткий обзор ранних публикаций Волконского - освещён процесс формирования взглядов мыслителя в области эстетики и театроведения.
Участники дискуссии о пределах методологической конвергенции естественно-научного и социально-гуманитарного знания Е.Н. Князева, Г.Л. Тульчинский, В.Г. Кузнецов, Н.М. Смирнова комментируют позиции друг друга, указывая на сильные и слабые моменты в их обосновании, соглашаясь по ряду вопросов, обозначая принципиальные для своих позиций тезисы и аргументы, нащупывая перспективы для дальнейшего развития обсуждаемой проблематики. В ходе дискуссии поднимаются темы, связанные с перспективами развития различных междисциплинарных исследований, проблемой единства научного знания, возможностями трансляции методов из одних дисциплин в другие, анализом влияния цифровизации на различные области научного познания, наконец, приемлемостью общих подходов к управлению наукой, в частности, к оценке научной продуктивности.
В фокусе внимания данного исследования – мотивации, приоритеты и основные методы работы педагогов дошкольного образования. В 2014 году дошкольное образование в Российской Федерации перешло на работу в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Важно рассмотреть, как меняются методы работы педагогов с детьми после внедрения ФГОС, какие проблемы встают перед педагогами, как они с ними справляются. Большое внимание уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. После перехода на ФГОС многие дошкольные образовательные организации перешли на инклюзивное образование. Другая важная проблема – работа с одаренными детьми. Наконец, в рамках данного бюллетеня рассматриваются изменение нагрузки на педагогов в настоящее время, а также проблемы с кадровым обеспечением, возникающие в детских садах.
Русская типография, созданная по инициативе Петра I в Амстердаме на средства голландского купца Яна Тессинга, предназначалась для издания учебных книг «ко общей народной пользе и прибытку». Замысел царя состоял в том, чтобы через эти книги тысячи его подданных познакомились с основами европейского научного знания. Почему их издание началось не в России, а в Голландии? При каких обстоятельствах появилась типография? На каких условиях царь заключил контракт с купцом? Какие трудности возникли при реализации петровского начинания? Какую роль в создании типографии и ее деятельности сыграл Илья Копиевский? Как можно определить вклад амстердамской типографии в культурные преобразования Петра?
За недолгий исторический срок межгосударственное объединение БРИКС стало влиятельным игроком в мировой экономике и политике. БРИКС представляет собой прежде всего политическое партнерство, и в этом отношении данная организация коррелирует с ШОС. Однако надежды, возлагавшиеся на ШОС странами-участницами при создании этой структуры в 2001 г., пока не во всем оправдываются. Вопрос в том, насколько эти надежды могут оправдаться в случае с БРИКС.
В статье обозначен эффект персонализации политики: дана его дефиниция, рассмотрены детерминанты и возможные следствия. Указанный эффект проиллюстрирован некоторыми особенностями азиатского и европейского стиля современного политического лидерства.
XXVIII Богословская конференция ПСТГУ прошла в рамках осенней (осень 2017) и зимней (зима 2018) сессии. В ее работе приняли участие представители преподавательско-профессорской корпорации университета, ученые и исследователи из других вузов страны, а также из-за рубежа. В рамках конференции были организованы 24 секции, четыре круглых стола. В общей сложности на конференции прозвучало 357 докладов.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.