• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Политические институты Большой Евразии: выводы для России

В данной статье авторы анализируют текущее состояние и перспективы интеграционных объединений и форматов многостороннего экономического сотрудничества с точки зрения реализации инициативы Всеобъемлющего евразийского партнерства. Рассматривается роль этой инициативы как инструмента российской политики и дается оценка ее потенциалу для укрепления международного сотрудничества в Евразии. В частности, анализируются возможности гармонизации ключевых проектов и инициатив в рамках идеи соразвития государств континента. В работе изучается потенциал крупнейших многосторонних форматов в Евразии как в экономической сфере – Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП), «Одного пояса – одного пути» (ОПОП), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), так и в сфере безопасности – Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), многосторонних инициатив Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и других форматов.

Особый акцент в работе делается на возможности подключения России к многосторонним экономическим проектам и инициативам в сфере безопасности в Евразии с точки зрения продвижения стратегических интересов, а также реализации потенциала ЕАЭС и ШОС как структурных опор институциональной среды Большой Евразии.

Авторы приходят к выводу, что нынешнее состояние региональных институтов как в сфере экономики, так и в области безопасности не в полной мере соответствует российским интересам. В экономической сфере Большой Евразии наблюдается институциональная перегруженность, вызванная существованием ряда параллельно развивающихся интеграционных инициатив и механизмов экономического сотрудничества. В сфере безопасности, напротив, наблюдается дефицит развитой инклюзивной институциональной базы. Исходя из этого, делается вывод, что усиление ЕАЭС как институционального ядра Большой Евразии может стать основой для формирования сбалансированного нормативного мега-пространства. Однако относительно небольшой совокупный экономический потенциал государств-участников Союза не позволяет ЕАЭС быть крупнейшим экономическим полюсом и ведущим центром развития многосторонних институтов в Большой Евразии. Авторы предполагают, что выходом из этого противоречия могло бы стать развитие Всеобъемлющего евразийского партнерства в сторону сопряжения ЕАЭС и ВРЭП – крупнейшего формата выработки правил международной экономической жизни в Азии как с целью обеспечения российских интересов, так и для укрепления международного сотрудничества.