• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Квантификация качественных признаков в конъюнктурных обследованиях

Вопросы статистики. 2018. № 4. С. 49-63.

Конъюнктурные обследования предпринимательской деятельности являются распространенным в национальной и международной практике источником экономической информации. Их результаты отражают особенности когнитивного восприятия экономическими агентами деловых тенденций и отраслевых циклических событий в различных секторах экономики страны. Использование соответствующих измерительных процедур для обработки структурированных распределений предпринимательских мнений позволяет получать массивы информации, представляющей собой так называемую «мягкую» неколичественную статистику в режиме «почти реального времени».

При анализе результатов конъюнктурных обследований, прежде всего, возникают задачи их количественного представления, измерения связей между качественными признаками обследуемых объектов и обобщения взаимосвязанной информации в сводные индикаторы, характеризующие масштабы распространения циклических отраслевых событий в экономическом развитии страны. В связи с этим, в работе представлены основные этапы и способы квантификации результатов обследований, в частности, процедура шкалирования качественных признаков, их количественное определение, обосновывается возможность применения конкретных статистических мер. Для обобщенного измерения качественной информации введены понятия горизонтальной и вертикальной интеграции результатов обследований. Рассмотрены вопросы точной и логичной интерпретации статистики балансов, базирующейся на субъективных оценках респондентов. Приводятся обоснования объединения результатов обследований в композитные индикаторы, позволяющие выделить наиболее характерные связи среди простых индикаторов обследования и упрощающие анализ и интерпретацию результатов в целом.