• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Российская музыкальная оккультура: исследовательский эскиз

В статье применяется теория оккультуры британского религиоведа К. Патриджа к реали, ям музыкальной культуры. Для этого выделяются несколько форм музыкальной оккульту, ры, эксплуатирующих темы истернизации, нативизма, экологизма, и типы музыкантов, играющих с ее образами: адепт, коммерческий проект, бриколер. Под адептом понимается музыкант, являющийся представителем того или иного эзотери, ческого учения; под коммерческим проектом — музыкант или группа, работающая в сти, ле или направлении, эстетически сформированном оккультурой, при этом эксплуатация ее тем носит чисто коммерческий характер; под бриколером понимается музыкант, обы, грывающий темы оккультуры, главной чертой которого является то, что свое творческое видение он ставит на первое место, иными словами, это творец, создающий свое произ, ведение из подручного материала оккультуры. Эта схема проецируется на современную российскую музыкальную культуру, рассмат, риваются примеры всех типов оккультурных влияний в российской музыке и демонстри, руется эвристичность теории оккультуры для ее анализа. Тип музыкантов,адептов рас, сматривается на примере родноверческого движения, таких групп, как Butterfly Temple, «Сварга», «Алконост», «Аркона», «Твердь». К этому типу относятся музыканты, подвергши, еся серьезному влиянию советского эзотерического андеграунда (А. Ф. Скляр, В. Шумов, С. Курехин). Специфика коммерческих проектов рассматривается на примерах групп «Ария», «Князь» и фестивальной культуры. Творчество бриколеров анализируется на при, мерах Б. Гребенщикова, С. Калугина, Р. Анчевской и П. Короленко. В итоге делается вывод, что русская музыкальная культура во многом действует по зало, женным на Западе принципам и, так же как и западная, эксплуатирует темы оккультуры, но при этом в творчестве бриколеров обретает свои оригинальные черты.