• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Луддиты в современной культурной индустрии. Пермский кейс

Кабацков А. Н.

Луддиты – это исторический термин, описывающий типаж ремесленника, утратившего свой цеховой статус, экономическую самостоятельность и позиции в процессе промышленного переворота. Пермский кейс позволяет применить данный термин к ситуации внедрения массовых культурных индустрий в современный город.  В современном обществе галерея представляет собой специализированную фабрику по производству искусства. Она организует художественную активность людей искусства, вырабатывает правила различения предметов искусства, создает центр притяжения для художников, их агентов и продюсеров. Схожие функции выполняют современные театры, музеи, книжные ярмарки и выставочные центры.  В работе представлен анализ практик сопротивления, которыми местное отделение Союза художников России, отдельные литераторы и журналисты встретило проект развития в г. Перми музея современного искусства PERMM и программу поддержки культурных индустрий. Показано рождение из публичной перепалки в прессе идеологии сопротивления культурному вторжению. Стержнем идеологии сопротивления стала идея конструирования локальной территориальной идентичности, духовной самобытности и хранения традиций горнозаводской цивилизации (А. Иванов). Это позволило представить противостояние как конфликт космополитов, коммерсантов от искусства и хранителей народных традиций.  Причина поражения культуртрегеров – неспособность мобилизовать горожан. Отведя им 
роль зрителей, власть и инициаторы культурных преобразований превратили их в толпу зевак без собственной социальной позиции. В результате поражения «Пермского культурного проекта» луддиты смогли торжествовать победу (в отличие от своих английских предшественников), а креативные индустрии оказались скомпрометированы.