• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Экспериментальные исследования грамматики: установление анафорических отношений в процессе речепонимания

Вопросы языкознания. 2018. Т. 1. С. 76-90.
Прокопеня В., Слюсарь Н. А., Петрова Т., Чернова Д., Черниговская Т.

Статья посвящена одной из центральных проблем исследования ментальной грамматики — моду- лярности, которая рассматривается в свете правил установления анафорических отношений. В основу нашего исследования легла модель «Примитивы связывания» Э. Ройланда, согласно которой анафо- рические отношения могут устанавливаться в трех независимо работающих модулях языковой си- стемы: синтаксисе, семантике и дискурсе. Согласно этой модели, обработка информации на разных уровнях происходит последовательно — от наиболее экономичного блока (синтаксиса) к наиболее «дорогому» (дискурсу). Мы провели серию экспериментов, направленную на изучение интерпрета- ции личных местоимений в предложениях, где синтаксический и семантический пути анализа при- водят к разным интерпретациям. Испытуемыми были взрослые здоровые носители русского языка, дети без языковых нарушений 4-5 лет и пациенты с аграмматизмом. Показано, что в случаях, когда в норме анафорические отношения устанавливаются на уровне синтаксиса, дети и пациенты с аграм- матизмом прибегают к семантическому анализу.