• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Внешние эффекты потребления алкоголя: влияние мер антиалкогольной политики на преступность

Вопросы экономики. 2018. № 3. С. 130-152.

Алкоголь в экономической науке традиционно относят к аддиктивным благам, потребление которых связано как с возможной нерациональностью потребителей, так и с отрицательными внешними эффектами — ростом преступности, числа дорожно-транспортных происшествий, пожаров, аварий на производстве, несчастных случаев в быту. Поэтому в большинстве стран, для которых характерен высокий уровень потребления спиртных напитков, принимают специальные меры с целью сократить потребление алкоголя. В последнее десятилетие такие меры активно внедряются и в России. В их числе — ценовые и временные ограничения. В работе проводится эмпирический анализ влияния этих мер на показатели преступности. Результаты показывают эффективность временных ограничений торговли спиртными напитками в отношении подростковой и взрослой преступности. Рост цен на водку, связанный с повышением акцизных налогов, сокращает число преступлений, совершенных подростками, однако пока не оказывает значимого влияния на преступность взрослых людей.