• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Типология компетенций рабочих кадров аэрокосмической отрасли

Для аэрокосмической отрасли, где создаются уникальные технические системы, используются передовые достижения науки, реализуются прорывные технологии, задача подготовки рабочих кадров приобретает особое значение. В то же время, сложившиеся за последний год приоритеты количественного роста и импортозамещения аэрокосмической продукции отечественной экономики накладывают на систему подготовки рабо- чих кадров аэрокосмического предприятия условия обеспечения компетентности рабочих как ключевого результата их профессиональной подготовки. Целью данного исследования является анализ и систематизация типов компетенций рабочих кадров в единую типологию компетенций с учетом стратегических приоритетов развития предприятий аэрокосмической отрасли. Задачами исследования определены: обоснование актуальности компетентностного подхода к подготовке рабочих кадров в аэрокосмической отрасли; анализ существующих исследований в области типологий компетенций; определение совокупности кластеров и типов компетенций рабочего в типологии. Определен состав факторов, актуализирующих использование компетентностного подхода к подготовке рабочих кадров: потребность в осознании рабочим высокой «цены» решения на отдельном рабочем месте; необходимость корректной оценки индивидуального вклада конкретного рабочего в уникальный производственный результат, это связано со спецификой единичного или мелкосерийного производства на аэрокосмическом предприятии; включение в оценку труда рабочего его личностных качеств, обеспечивающих мотивацию к росту производительности труда; высокая адаптивность модели компетенций при подборе, мотивации, оценке и развитии рабочих кадров. Предложено выделить два подхода к пониманию сущности компетенций: деятельностно-мотивационный подход (компетенция как готовность действовать) и описательный подход (компетенция – это совокупность характеристик сотрудника). Указывается, что в отношении компетенций рабочих кадров наиболее обоснована ориентация на деятельностно-мотивационный подход, который подчеркивает готовность и способность проявить полученные в результате подготовки знания, навыки в профессиональной деятельности. Проанализирован ряд типологий компетенций отечественных и зарубежных авторов. Предлагается типизировать компетенции рабочего как корпоративные, личностные и профессиональные, что позволит наиболее точно учитывать отраслевую специфику при структурировании и типизации компетенций, а также фокусировать типологию на отдельных категориях персонала, в данном случае, на категории рабочих кадров.