• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Эффект интерферирующей задачи на разных этапах категориального научения

Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 57-69.
Котов А. А., Котова Т. Н.

Современные теории категориального научения разделяют научение простым правилам категоризации (на основе одного признака) и научение комплексным правилам (по совокупности признаков). В многочисленных экспериментах при использовании во время научения интерфери- рующих задач с разным содержанием было выявлено, что вербальная интерференция мешает нау- чению простым правилам категоризации, а невербальная интерференция затрудняет научение ком- плексным правилам категоризации. Однако в этих исследованиях интерференция сопровождала все этапы научения, что не позволяло обнаружить ее влияние на различные составляющие процесса на- учения. В двух проведенных нами экспериментах перед участниками исследования ставилась задача категоризовать искусственно созданные изображения насекомых на основе простого или комплекс- ного правила. При этом интерферирующие задания предъявлялись в начале или в середине процесса научения. Было обнаружено, что научение комплексным правилам замедлялось во время интерфе- ренции и продолжалось с прежней скоростью после ее окончания. Научение простым правилам так- же замедлялось во время интерференции, но после ее окончания продолжалось с более высокой ско- ростью. Результаты экспериментов обсуждаются в рамках модели множественных систем научения.