• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Экономические методы и стимулы решения экологических проблем в логистике

Негативное влияние логистики и прежде всего транспорта и его инфраструктуры на экологию весьма обширно и включает в т.ч. актуальную международную проблему парниковых выбросов в атмосферу и соответствующего изменения климата. Согласно статистике до 28% выбросов приходится на транспорт. Разработка и внедрение соответствующих инициатив по снижению негативного экологического влияния транспорта проходит на различных уровнях и является результатом решений Киотского протокола, а ныне специально принятого Парижского соглашения. В мировой практике для стимулирования внедрения «зеленых» технологий активно применяется и совершенствуется система методов государственного и рыночного регулирования как нормативно-правового, так и экономического характера.  В настоящей работе анализируются преимущества и недостатки действующих российских и зарубежных экономических методов, и стимулов решения экологических проблем, вызванных развитием транспорта и логистической инфраструктуры. Исследуется налоговая политика зарубежных стран в области экологии, виды и объемы сборов основных экологических налогов. В качестве возможной методической базы для расчета и последующего введения экологического налога для конкретного загрязнителя, рассматривается метод т.н. «теневых цен». На основе анализа результатов применения финансовых и налоговых инструментов в разных странах предложены изменения в экономической политике развития «зеленой» логистики в России. Показано в частности, что в России может эффективно использоваться опыт Германии и других стран по дифференциации транспортного налога в зависимости от объемов выбросов и других экологических показателей, а также возможные направления совершенствования действующих платежей за загрязнения и выбросы.