• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Методика нейросетевого прогнозирования кассовых сборов кинофильмов

Ясницкий Л. Н., Медведева Е. Ю., Белобородова Н. О.

Тема. Нейросетевое прогнозирование в кинобизнесе. Цель. Статья посвящена исследованию возможностей применения метода экономико-математического моделирования в области кинобизнеса, в частности – для прогнозирования выручки и прибыли от проката будущих кинофильмов, выявлению факторов, влияющих на коммерческий успех кинобизнеса. Методология. В основе экономико-математической модели лежит нейронная сеть, обученная на известных исторических данных о прокате кинофильмов, включающая 20 входных параметров, характеризующих затраты на производство фильма, его продолжительность, характеристики режиссера, артистов, характеристики сюжета фильма, страны-производится, жанра и т.д. Результаты. Среднеквадратичная относительная ошибка модели составила 13,8%, коэффициент детерминации 0,86. Возможности модели продемонстрированы на кинофильмах: «Код Да Винчи», «Звездные войны». Компьютерные эксперименты выполнены методом «замораживания»: с помощью нейронной сети производились вычисления при виртуальном изменении одного из входных параметров модели, например – бюджета фильма, тогда как остальные входные параметры сохранялись неизменными. Оказалось, что виртуальное увеличение бюджета фильмов по-разному сказывается на прогнозируемых кассовых сборах фильмов, а также на величине прибыли. В первом случае, виртуальное увеличение бюджета приводит к существенному возрастанию прогнозируемых кассовых сборов и прибыли, тогда как во втором случае кассовые сборы с определенного момента перестают увеличиваться, а рост прибыли замедляется и даже, наблюдается ее падение. По-разному влияют на успех кинобизнеса и другие параметры фильмов. На основании компьютерных экспериментов предложен ряд рекомендаций, которые могли бы способствовать повышению кассовых сборов исследованных фильмов. Выводы. Практическая ценность исследования состоит в том, что созданная экономико-математическая модель может быть использована для оптимизации финансовых затрат и выбора параметров при планировании новых кинофильмов. Она позволяет делать прогнозы в отношении кассовых сборов и прибыли от проката вновь создаваемых фильмов, а также исследовать влияние различных параметров на коммерческий результат кинобизнеса.