• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе.

Вопросы образования. 2017. № 1. С. 184-206.
Перед российскими вузами поставлена задача выйти на мировой уровень в развитии науки и образования, что обусловливает многочисленные инновации в них. Считается, что специфика персонала вузов состоит в том, что это высококвалифицированные специалисты, одной из характеристик которых является открытость новому. В то же время исследователи отмечают сопротивление инновациям со стороны профессорско-преподавательского состава. Некоторые исследователи разделяют преподавателей вуза на две группы с точки зрения базовой идентификации: тех, кто идентифицирует себя с организацией, и тех, кто привержен профессии. При этом делается вывод, что приверженные профессии преподаватели в большей степени склонны поддерживать инновации. Напротив, в статье доказывается, что обе идентификации могут стать фактором как сопротивления, так и внедрения инноваций. Сопротивление инновациям может быть обусловлено не столько характеристиками персонала, сколько масштабом и темпами изменения. В случае постоянных, масштабных изменений разрушаются условия осуществления профессиональной деятельности. Это создает необходимость выбора между организационной и профессиональной идентичностью, а также является источником сопротивления инновациям со стороны профессорско-преподавательского персонала. На наш взгляд, более существенная проблема для вуза – удержание в организации профессионалов, поскольку они, в первую очередь, идентифицируют себя с профессиональным сообществом. И эта проблема обостряется в процессе инноваций. При каких условиях профессионал готов идентифицировать себя с организацией? Когда он готов поддерживать инновации? Это ключевые вопросы в рамках данной статьи.