Статья
Рефлексия персонологии жизнетворчества В. М. Розина и его философско-культурологической и психолого-педагогической деятельности (к 80-летию со дня рождения)
Исследовательской целью статьи является изучение обширной и разнообразной научной деятельности крупного современного российского философа, действительного члена АПСН, доктора философских наук, профессора В. М. Розина. Множеством своих фундаментальных трудов он внес существенный и разносторонний вклад в методологию, культурологию, искусствознание, техникознание, человекознание, в том числе в психологию и педагогику.
В статье показано, как стенография, наиболее интенсивное развитие которой пришлось на XIX – первую половину ХХ в., утвердила за собой на сравнительно долгий срок статус не только учебной, но и исследовательской дисциплины в различных институциональных и регионально-культурных контекстах. Связано это было с тем, что – особенно в Германии – разработка новых стенографических систем происходила в обстановке интенсивных научных поисков, направленных на рационализацию письменности в целом. Системно-теоретическая и преподавательская деятельность велась как в существовавших учебных заведениях, так и в специально созданных стенографических институтах, а также на курсах при стенографических обществах.
Работа посвящена ответу на вопрос, почему разная идейная ориентация членов ГАХН не мешала им видеть в Гёте важнейшего союзника. И искусствоведческий подход Габричевского, и герменевтика истории Шпета, и диалектическая историософия Лосева и неонатурфилософия Зубова сходились в этом отношении в одной точке – в морфологии Гёте. Утверждается, что для теоретиков ГАХНа важна была синтезирующая сила формы, гениально выраженная немецким поэтом-мыслителем: т.е. не «физика» сложения инструментальных средств, а «химия» взаимопроникновения субъективных и объективных целей. Эти две стратегии различались как морфология механизма и морфология организма.
В статье рассматривается проблема гуманизации профессионального образования, повышения эффективности процесса преподавания иностранного языка в вузах посредством внедрения в процесс лингвистической подготовки лингвообразовательных педагогических технологий, а именно посредством интегрирования религиоведения, философии и иностранного языка.
В сборник, подготовленный в рамках проекта "Организационное, методическое и аналитическое сопровождение формирования сети федеральных университетов", по заказу Федерального агентства по образованию РФ, вошли статьи участников конференции «Формирование сети федеральных университетов: ключевые подходы и принципы», 23-24 октября 2008 г., г. Москва.
В данной статье рассматриваются важные для современного общественного развития вопросы, связанные с практической коммуникативной деятельностью: воспитанием, образованием, общением людей в условиях стремительного развития информационных технологий и увеличения информационных потоков. В ней обосновывается актуальность материалистической трактовки основополагающих понятий «сознание» и «язык» как основы коммуникативной деятельности, подчёркивается, что эти понятия являются предметом исследования не только философии, но и целого ряда специальных гуманитарных и естественных наук, достижения которых стимулируют углубление разработки философских проблем, и что решения проблем современной общественной практики коммуникативной деятельности, от злободневной конкретики до глобальных, могут быть найдены только на основе чёткой научной трактовки фундаментальных понятий «сознание» и «язык».
Статья представляет собой индивидуальный исследовательский проект Владимира Карловича Кантора, профессора философского факультета ВШЭ «Крушение кумиров: критический пафос русской философии», выполненный при поддержке Программы «Научный фонд ВШЭ»).
Предлагаемое пособие построено по принципу конструктора, помогающего учителю создать собственное занятие, использовать материалы для проведения лекции, организации работы в группе, обсуждения острых проблем общественной жизни, анализа документов, работы с понятийным аппаратом.
Перевод Т.3 пятитомной «Истории женщин на Западе», посвященной положению женщин в Европе XVI-XVIII вв., их роли в социально-экономической, политической и культурной жизни и их репрезентациям в литературе и искусстве.
В своей статье автор анализирует установку части отечественного любомудрия о невозможности опереться на западный силлогизм в решении российских проблем, ибо опора на разум приведет рано или поздно к неудаче. Такая позиция отказа от рацио рождала фантомы. Один из таких фантомов есть миф о непостижимости русской судьбы, не поддающейся анализу разума. Беда была в том, что Россия оказалась в общем потоке вспыхнувшей и на Западе после очевидной победы христианского рационализма (начиная с Возрождения) магической мифологизации жизни. Так утверждался в России специфический феномен знания помимо и вне понимания, враждебного воспитанию и образованию свободно и самостоятельно мыслящего человека. Эту традицию вполне усвоили большевики. Не случайно, победил в России не рациональный марксизм легальных марксистов, а вполне магический ленинизм. Сегодня задача отечественных интеллектуалов, на взгляд автора, утверждать понимание России умом как национальную добродетель. Чтобы эта добродетель стала фактом культуры, способным к дальнейшей ретрансляции.Россия