• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Кросс-культурные особенности копинг-стратегий российских и французских студентов в контексте психологического благополучия

В статье представлены результаты кросс-культурного эмпирического исследования, выполненного с целью выявления особенностей психологического благополучия и предпочтений копинг-стратегий, а также их взаимосвязей у студентов России и Франции.

Были выдвинуты гипотезы о том, что уровень психологического благополучия французских студентов превосходит уровень русских студентов; французские и русские студенты предпочитают разные копин-стратегии; у студентов из этих двух культур копинг-стратегии по-разному взаимосвязаны с разными аспектами благополучия. Доказано, что предпочтения копинг-стратегий, как и соотношение разных аспектов психологического благополучия являются культурно обусловленными. В частности, французские студенты значимо чаще, чем русские прибегают к стратегиям конфронтации и дистанцирования, а русские студенты значительно чаще французов применяют стратегию принятия на себя ответственности. Французские студенты значимо превосходят российских студентов в удовлетворенности отношениями с окружающими, в степени самопринятия, в возможностях управлять собственной средой, ставить осознанные цели в жизни. Российские студенты превосходят французов по степени удовлетворенности личностным ростом.

Эффективность копинг-стратегий с точки зрения их взаимосвязи с психологическим благополучием различается в разных культурах. Так, для французских студентов наиболее эффективна стратегия планирования решения проблемы, а для российских - переоценка ситуации. В разных культурах предпочтения копинг-стратегий в разной степени связаны с уровнем психологического благополучия, возможно, в зависимости от общего уровня стресса в обществе и наличия осознанного опыта успешного управления средой.

Полученные результаты позволяют оптимизировать методы психологической поддержки студентов в кросс-культурной среде, разрабатывать более эффективные, культурно-чувствительные техники психологической помощи студентам в преодолении стрессовых ситуаций, улучшения качества жизни современных молодых людей.