• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 3 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Григорьев Д. С. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 1. С. 63-66.

В данной статье с позиций теории социальной идентичности Г. Тежфела и Дж. Тёрнера и теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера рассматривается влияние выраженности этнической идентичности на выбор мигрантами их аккультурационной установки. Предполагается, что в новой для себя культурной среде, мигранты испытывают дискомфорт из-за несоответствия собственных культурных ценностей и норм, нормам и ценностям принимающего общества. Для того чтобы вернуть свою когнитивную структуру в состояние соответствия, мигрантам необходимо определиться со своей аккультурационной установкой. При этом выбор аккультурационной установки будет обусловлен во многом характеристиками этнической идентичности. Сильная выраженность этнической идентичности может способствовать сепарации, а  слабая выраженность — не будет препятствовать ассимиляции.

Добавлено: 30 ноября 2014
Статья
Чеботарева Е. Ю. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 2 (14). С. 142-147.

Представлены результаты эмпирического исследования 104 человек с различными социально-демографическими характеристикам, опрошенных с помощью девяти методик, оценивающих удовлетворенность жизнью, приспособленность к жизни, субъективное благополучие, а также ряд личностных фактов благополучия, таких как ценностные ориентации, мотивация, жизнестойкость, защитные механизмы. На основе результатов кластерного анализа выделены и описаны четыре типа субъективного благополучия, условно обозначенные как «враждебный», «пассивно-агрессивный», «социально активный» и «конформный». Различные аспекты субъективного благополучия (позитивные и негативные эмоции, удовлетворенность реализацией в различных сферах, наличие жалоб и проблем) имеют разную степень выраженности у каждого из этих типов. Каждый тип субъективного благополучия также связан с определенными личностными факторами. Выявлены специфические для каждого типа факторы жизнестойкости, ценностных ориентаций, мотивации, защитных механизмов.

Добавлено: 21 ноября 2017
Статья
Чеботарева Е. Ю. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. № 2. С. 156-163.

В статье представлены результаты кросс-культурного эмпирического исследования, выполненного с целью выявления особенностей психологического благополучия и предпочтений копинг-стратегий, а также их взаимосвязей у студентов России и Франции.

Были выдвинуты гипотезы о том, что уровень психологического благополучия французских студентов превосходит уровень русских студентов; французские и русские студенты предпочитают разные копин-стратегии; у студентов из этих двух культур копинг-стратегии по-разному взаимосвязаны с разными аспектами благополучия. Доказано, что предпочтения копинг-стратегий, как и соотношение разных аспектов психологического благополучия являются культурно обусловленными. В частности, французские студенты значимо чаще, чем русские прибегают к стратегиям конфронтации и дистанцирования, а русские студенты значительно чаще французов применяют стратегию принятия на себя ответственности. Французские студенты значимо превосходят российских студентов в удовлетворенности отношениями с окружающими, в степени самопринятия, в возможностях управлять собственной средой, ставить осознанные цели в жизни. Российские студенты превосходят французов по степени удовлетворенности личностным ростом.

Эффективность копинг-стратегий с точки зрения их взаимосвязи с психологическим благополучием различается в разных культурах. Так, для французских студентов наиболее эффективна стратегия планирования решения проблемы, а для российских - переоценка ситуации. В разных культурах предпочтения копинг-стратегий в разной степени связаны с уровнем психологического благополучия, возможно, в зависимости от общего уровня стресса в обществе и наличия осознанного опыта успешного управления средой.

Полученные результаты позволяют оптимизировать методы психологической поддержки студентов в кросс-культурной среде, разрабатывать более эффективные, культурно-чувствительные техники психологической помощи студентам в преодолении стрессовых ситуаций, улучшения качества жизни современных молодых людей. 

Добавлено: 18 ноября 2017