?
Путешествие в литературный элизиум: "Элегия" В. Ходасевича
Новый мир. 2018. № 2. С. 185-195.
Успенский П. Ф., Игнатьев Д. Д.
В статье рассматривается жанровая специфика "Элегии" В. Ходасевича (связь не только с жанром элегии, но с жанром оды), а также поэтический диалог Ходасевича с литературной традицией начала 19 века.
Научное направление:
Филология и лингвистика
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Ключевые слова: поэтикаpoeticsЭлегияБаратынский, Е.А.Baratynsky E.A.elegyА. А. ДельвигОсип МандельштамВладислав ХодасевичOsip MandelshtamVladislav KhodasevichDelvig
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Успенский П. Ф., Новый филологический вестник 2017 № 3(42) С. 215-227
Статья посвящена влиянию Гейне на поэзию Ходасевича. Хотя русская литературная традиция для Ходасевича была важнее, чем европейская, в его лирике обнаруживается ощутимый пласт поэзии Гейне. Обращение к Гейне в ранних стихах Ходасевича можно охарактеризовать как поверхностное. Оно необходимо либо для ироничного изображения любви (“Стихи о кузине”), либо для описания типизированного немецкого города (“В немецком городке”). ...
Добавлено: 4 апреля 2017 г.
Успенский П. Ф., Slavica Revalensia 2016 Т. 3 С. 48-69
Статья посвящена обращениям Н.А. Некрасова к лирике Е.А. Баратынского. В работе систематизируются и приводятся новые наблюдения, связанные с возможным влиянием Баратынского на Некрасова. Основной сюжет статьи посвящен тому, как Некрасов, который разделял новые взгляды на институт брака, мог переосмыслять хрестоматийное стихотворение Баратынского «Притворной нежности не требуй от меня…». В работе также высказывается гипотеза о влиянии ...
Добавлено: 21 февраля 2017 г.
Успенский П. Ф., Файнберг В. В., Toronto Slavic Quarterly 2016 № 58 С. 1-76
Статья посвящена анализу одного из хрестоматийных поэтических произведенийXXв. – «Элегии» А.И. Введенского, принадлежавшего к группе ОБЭРИУ. Исследуются границы понимания текста, предельно сложного с точки зрения семантики и неоднозначного в плане сюжета и эмоциональной модальности. Подробный разбор предполагаемых претекстов, существенных для формы и содержания «Элегии», приводит к рассуждению о значении литературных ассоциаций и их роли в ...
Добавлено: 21 февраля 2017 г.
Pavel Uspenskij, / Высшая школа экономики. Series WP BRP "Literary Studies". 2017. No. 21/LS/2017.
В статье анализируется один из ключевых для понимания специфики русского символизма мемуарных очерков «Конец Ренаты» (1928) В. Ходасевича. Основное внимание сосредоточено на том, как Ходасевич объяснял заграничную жизнь Петровской. Мемуарист приписывает своей героине символистскую жизнетворческую модель, основанную на идее двойничества. Вместе с тем, осмысление заграничной жизни Петровской связано с тяжелым эмигрантским опытом самого Ходасевича. ...
Добавлено: 4 апреля 2017 г.
Успенский П. Ф., Новый филологический вестник 2017 № 1(40) С. 158-169
Статья посвящена влиянию Гейне на поэзию Ходасевича. Хотя русская литературная традиция для Ходасевича была важнее, чем европейская, в его лирике обнаруживается ощутимый пласт поэзии Гейне. Обращение к Гейне в ранних стихах Ходасевича можно охарактеризовать как поверхностное. Оно необходимо либо для ироничного изображения любви (“Стихи о кузине”), либо для описания типизированного немецкого города (“В немецком городке”). ...
Добавлено: 4 апреля 2017 г.
М. : Новое литературное обозрение, 2017
Сборник включает работы М.Л. Гаспрова, а также мемуары, эссе и научные статьи. ...
Добавлено: 22 июля 2018 г.
Успенский Б. А., Slovĕne 2018 Т. 7 № 2 С. 227-257
В статье дается детальный анализ стихотворения «Мастерица виноватых взоров...» с экскурсами в поэтическую технику Мандельштама. Особое внимание уделяется сложной метафорике Мандельштама, игре омонимичных значений и полифонической структуре этого стихотворения, объединяющего голоса, принадлежащие разным субъектам речи. ...
Добавлено: 10 января 2019 г.
Успенский П. Ф., Сендерович С. Я., Studi Slavistici 2022 Т. XIX № 1 С. 49-61
Этюд посвящен стихотворению Евгения Баратынского «Были бури, непогоды…» (1839). В нем подробно анализируется семантическое развитие текста, которое приводит к «сильному» и несколько парадоксальному финалу, вызывающему особое читательское переживание. Понять, как смыслы пуанты стихотворения формируются в рамках его смыслового развития, — одна из задач работы. Одновременно нас интересовали фольклорные черты стихотворения: повторения, параллелизм, использование поэтики паремии. ...
Добавлено: 8 июня 2022 г.
Pavel Uspenskij, Scando-Slavica 2015 Vol. 61 No. 2 P. 207-220
This paper is devoted to the influence of Chodasevič’s poetic technique on Mandel´štam’s poetry. In this work we make an attempt to analyze Mandel´štam’s late Novye stichi (“Ne govori nikomu…”, “Kuda kak strašno nam s toboj…” and “My s toboj na kuchne posidim…”), which are connected to each other through the theme of fear. From ...
Добавлено: 11 сентября 2015 г.
Лекманов О. А., Русская литература 2021 № 2 С. 215-218
Статья представляет собой разбор сложного стихотворения позднего Осипа Мандельштама «Чернозем». Автор опирается на суждение о «Черноземе» самого поэта, приведенное в письме С. Б. Рудакова к жене, и предлагает увидеть в стихотворении манифест «нового акмеизма», в котором место камня занял воронежский чернозем. ...
Добавлено: 15 июля 2021 г.
Успенский Ф. Б., М. : Фонд Развития фундаментальных лингвистических исследований, 2014
Основная тема этого сборника статей — поэтический язык О. Э. Мандельштама, причем в центре внимания оказывается по преимуществу поздний период его творчества. В эту пору, при вынужденном отсутствии естественной читательской аудитории, стихи Мандельштама парадоксальным образом отличаются предельной интенсивностью и свободой диалога — они рассчитаны на собеседников минувшей эпохи, читателей будущего и современников поэта. Едва ли не ...
Добавлено: 13 марта 2016 г.
Успенский П. Ф., Файнберг В. В., М. : Новое литературное обозрение, 2020
В гуманитарном мире сложился устойчивый образ О. Мандельштама — сложного, «темного» поэта, чьи стихи нуждаются в кропотливой дешифровке. Увлеченные поисками интертекстуальных связей, филологи зачастую игнорируют первооснову мандельштамовской лирики — язык. В своей монографии «К русской речи» П. Успенский и В. Файнберг исследуют роль идиоматики в поэтическом языке Мандельштама: как поэт систематически использует фразеологию для создания ...
Добавлено: 26 июня 2020 г.
Успенский П. Ф., Шаги/Steps 2022 Т. 8 № 2 С. 187-204
Задача статьи — предложить объяснение цитатной плотности, характерной для поэзии русского модернизма. Интертекстуальность рассматривается из двух перспектив — читательской и авторской. В плане восприятия текста цитатность нужна не для того, чтобы «закодировать» смысл произведения, — она реализует мемориальную функцию (поддерживает память о значимых текстах канона) и приносит читателю особое когнитивное удовольствие. Основной акцент в статье сделан на перспективе ...
Добавлено: 26 июня 2022 г.
Успенский П. Ф., Файнберг В. В., Новый мир 2019 № 3 С. 173-192
В статье анализируется язык "Стихов о неизвестном солдате" Осипа Мандельштама. Устанавливается, что основным механизмом создания сложных, подчас загадочных образов стихотворения является трансформация устойчивых языковых конструкций - коллокаций и идиом. Лежаший в основе текста пласт готовых элементов языка обеспечивает у читателя ощущение интуитивной понятности стихотворения. ...
Добавлено: 28 августа 2019 г.
Успенский П. Ф., Файнберг В. В., Wiener Slavistisches Jahrbuch. Neue Folge 2019 № 7 С. 106-111
The article “The Language of Osip Mandel’shtam’s Armed with the Vision of Narrow Wasps” aims to describe how Osip Mandel’shtam uses literary language in the poem Vooryzhennyi zren’em uzkikh os... (1937) to create its specifi c semantics, which is both complex and extremely easy to understand. The authors demonstrate that complex metaphors in the poem ...
Добавлено: 20 февраля 2020 г.
Успенский П. Ф., Scando-Slavica 2018 Т. 64 № 2 С. 135-155
Статья посвящена позднему и, на первый взгляд, загадочному стихотворению Мандельштама 1937 г. "На откосы, Волга, хлынь, Волга, хлынь". В статье подробно анализируется поэтическая семантика текста. Центральный сюжет статьи связан с проблемой преломления в стихотворении Мандельштама канона фольклорных и около-фольклорных песен. Успенский показывает, что Мандельштам в стихах использует самые разные элементы фольклорной традиции (песни и легенды ...
Добавлено: 15 июня 2017 г.
Andrey Fedotov, Pavel Uspenskij, Russian Review 2021 Vol. 80 No. 3 P. 473-496
Добавлено: 1 сентября 2021 г.
М. : Издательство МГУ, 1974
В сборнике собраны статьи студентов и аспирантов филологического факультета МГУ. ...
Добавлено: 20 апреля 2013 г.
В статье описываются результаты применения сетевого анализа к «Камер-фурьерскому журналу» В.Ф. Ходасевича. Преобразование эмигрантского дневника Ходасевича в формализованный вид дает возможность характеризовать структуру сообщества русских эмигрантов. С помощью методов сетевого анализа уточняются историко-литературные сведения о центральных и периферийных фигурах эмиграции. Кроме того, полученные данные позволяют проверить, насколько обосновано противопоставление «старших» и «младших» литераторов в поле ...
Добавлено: 6 июня 2018 г.
М. : Intrada, 2018
Энциклопедический путеводитель "Европейская поэтика. XIX век", подготовленный Отделом литературоведения Центра гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН - научное издание , представляющее развитие европейской поэтики XIX века. ...
Добавлено: 23 октября 2015 г.
Успенский П. Ф., В кн. : Профессор, сын профессора. Памяти Н. А. Богомолова. : М. : Водолей, 2022. С. 545-551.
В статье рассматрвиается образ "слепого червя" из стихотворения Ходасевича "Путем зерна". Доказывается, что он восходит к топосу "старого/подземного крота", выражающего неотвратимость исторического движения. ...
Добавлено: 25 января 2023 г.
Успенский П. Ф., Русская литература 2014 № 4 С. 193-217
В статье рассматривается, как Ходасевич в 1916-1917 годы впервые в своем творчестве обращается к проблематике русской литературы середины XIX века (к поэзии Некрасова и романам Достоевского). Рассматривается переход Ходасевича от позиции исключительно эстетического отношения к окружающему миру к формированию новой позиции, включающей в себя этическую и социальную оценку происходящего. ...
Добавлено: 13 марта 2015 г.
Успенский П. Ф., Wiener Slawistischer Almanach 2017 № 93 С. 133-145
В статье рассматривается роль переводов из Бодлера в творческой эволюции Ходасевича. ...
Добавлено: 12 октября 2016 г.
Успенский П. Ф., Русская литература 2020 № 2 С. 131-147
В статье рассматривается поэтическая формула В. Ф. Ходасевича «путем зерна», восходящая к Новому Завету и связанная с библейскими представлениями о вневременных ценностях. Цель статьи показать, что эта формула не в меньшей степени связана с русским поэтическим революционным мифом, в рамках которого аграрная образность последовательно наделялась социальными и революционными коннотациями. В статье анализируется его формирование в ...
Добавлено: 26 июня 2020 г.