• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Способ поддержания самоуважения как предиктор удовлетворенности жизнью, учебной мотивации и настойчивости подростков

Гордеева Т. О., Лункина М. В.

В статье рассматриваются три типа оснований для самоуважения: два здоровых (самоува- жение, основанное на проявлении усилий и достижении компетентности и высоких резуль- татов в деятельности и самоуважение, основанное на позитивной оценке своих достижений значимыми другими) и вариант невротического самоуважения, основанного на псевдодости- жениях. В соответствии с базовыми положениями А. Маслоу о двух типах потребности в ува- жении было выдвинуто предположение о том, что различные основания самоуважения будут иметь разные следствия для удовлетворенности жизнью, учебной мотивации и настойчивости школьников. В результате проведенного исследования показано, что чем больше самоуваже- ние подростков было основано на собственных достижениях, достигнутых собственными усилиями и стараниями, тем выше была их удовлетворенность жизнью, также этот тип само- уважения позитивно сказывался на продуктивных формах учебной мотивации и настойчиво- сти. Результаты свидетельствуют также о том, что самоуважение, основанное на признании компетентности индивида значимыми другими, позитивно связано с уровнем удовлетворен- ности жизнью и мотивацией уважения родителями. Третий тип самоуважения, основанный на достижении самоуважения компенсаторными способами, является негативным предикто- ром настойчивости и предиктором наличия у подростка экстернальной мотивации как наи- менее продуктивный тип учебной мотивации. Полученные результаты свидетельствуют о важ- ности разработки тренингов, помогающих подросткам научиться уважать себя за приложение усилий при реализации учебных задач, постановку целей и их самостоятельное достижение, умение справляться с трудными жизненными ситуациями.