• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Влияние эмоциональной устойчивости на успешность обучения управлению системой "интерфейс мозг-компьютер"

Боброва Е. В., Решетникова В., Волкова К. В., Фролов А. А.

Исследовали обучение управлению системой “Интерфейс мозг-компьютер” (ИМК) с помощью специально разработанного тренинга. Тренинг включал осуществление медленных циклических движений правой и левой рукой (длительность каждого движения соответствовала длительности представлений движений руки при работе с ИМК), представление этих движений, а также спокойное сидение до начала движений. До проведения тренинга и после него осуществлялось управление ИМК. По тесту темперамента Айзенка оценивали степень эмоциональной устойчивости (нейротизм). Сравнение значений точности классификации состояний мозга при представлении движений до и после тренинга показало, что успешность обучения управлению ИМК зависит от показателей испытуемых по шкале нейротизма. После тренинга разделимость состояний мозга при представлении движений правой и левой руки достоверно увеличивалась у пользователей с низким, но не с высоким нейротизмом, более того, у последних разделимость состояний мозга при представлении движений правой руки и в покое достоверно уменьшалась. Субъективная сложность представляемых (но не реальных) движений тем больше, чем выше показатели по шкале нейротизма. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости учитывать эмоциональную устойчивость пользователя при разработке методик обучения управлению ИМК.