?
Идеологическая экспертиза и историческое знание в большевистской России 1920-х – первой половины 30-х годов
Статья посвящена процессу формирования «научной» экспертизы в области исторического знания в СССР как неотделимой части складывающейся большевистской идеологии. История, упраздненная в 1920-е годы как учебная дисциплина, имела служебную функцию – доказать закономерность победы социа- листической революции в России, что явно противоречило представлениям Маркса на этот счет. На первых этапах за роль главного эксперта боролись два видных партийных лидера: Троцкий и Покровский. Победа Покровского стала следствием не его научных достижений, а развернувшейся кампании по дискредитации Троцкого. Следующий этап был направлен уже против Покровского и связан с решением Сталина открыть исторические факультеты и возобновить преподавание истории в школе. И хотя Сталин, в отличие от Троцкого и Покровского, открыто не пре- тендовал на роль главного эксперта в области исторического знания, он сумел со- здать многоуровненную научную экспертизу, полностью подконтрольную своему влиянию.