Статья
Идентичность и дискурс: от социальной теории к практике лингвистического анализа
В статье рассматриваются различные теории идентичности и анализируются возможные векторы их операционализации в тексто-ориентированных дискурсивных исследованиях. Идентичность интерпретируется как комплексное и многомерное понятие, основными определяющими характеристиками которого являются мера агентивности субъекта, идентификация с социальными ролями и/или социальными группами и категориями, мера стабильности, а также высокая значимость семиотических ресурсов для конструирования и выражения идентичности. Последняя характеристика определяет обоснованность использования дискурс-анализа как метода исследования идентичности. Обзор лингвистических работ в области дискурс-анализа демонстрирует наличие двух основных направлений изучения идентичности – исследований использования языка для конструирования категорий внешними агентами и исследований использования языка самими субъектами для выражения своей групповой идентичности. Результаты обзора свидетельствуют о комплементарности лингвистических и нелингвистических исследований: данные полученные лингвистическими методами могут дополнять данные, полученные учеными смежных дисциплин, и/или иллюстрировать выдвигаемые ими теоретические положения. Все это подчеркивает актуальность тезиса о необходимости рассмотрения дискурсивного измерения как одного из неотделимых элементов социальных практик, а также тезиса о необходимости углубления междисциплинарности как в лингвистических, так и социологически ориентированных исследованиях.
Книга представляет собой сборник трудов IV Всемирной конференции «Интеркультурализм. Значение и идентичность», прошедшей в Праге, 8-10.03.2011.
Автор исходит из того, что первичным актом социологического исследования является не «свобода от оценки», не «рефлексивное отношение», а практическое полагание того, что существует/не существует, известно/неизвестно, достойно/недостойно внимания объективирующего взгляда социолога. Предмет статьи - горизонты заданного этими условиями социологического дискурса.
В статье рассматриваются закономерности номинации межличностного статуса коммуникантов в типологии дискурса межкультурной коммуникации, в зависимости от уровня профессиональной компетенции субъектов дискурса (по шкале «наивный/научный (специальный)»).
Третий выпуск сборника «Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности» посвящен методологическим и лингводидактическим проблемам разговорной речи. В сборнике публикуются результаты исследований преподавателей, аспирантов и студентов, участвующих в работе Лаборатории социопсихолингвистических исследований НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. В сборнике представлены также работы ученых из Владикавказа, Волгограда и Челябинска. Материалы сборника могут найти практическое применение в преподавании теории и практики иностранного языка, теории и практики перевода, курсов психолингвистики, когнитивной лингвистики, социолингвистики, лингвокриминалистики, теории межкультурной коммуникации.
Сборник предназначен для исследователей-филологов, преподавателей высших учебных заведений и школ, переводчиков, аспирантов, студентов факультетов иностранных языков, филологических и переводческих факультетов.
Рассмотрены основные тенденции современной политической коммуникации.
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования профессиональных деформаций представителей бизнеса (предприниматели и руководители). В основе исследования лежит подход, в котором негативные последствия деятельности для личности рассматриваются в контексте более широкой проблемы самоопределения, преодоления личностной неопределенности в ходе профессионального развития. Выделены параметры профессиональных деформаций, связанные с искажением ценностно-смысловых ориентиров деятельности и механизмов поиска адекватных путей дальнейшего развития индивида.
В статье рассматриваются подходы к изучению проблемы профессиональных деформаций личности – актуальной предметной области психологических исследований. Аргументируется подход, связанный с задачами адаптации индивида и преодолением личностной неопределенности в ходе профессионального развития. На основе анализа структуры самоопределения личности в социальной и профессиональной среде выделены параметры профессиональных деформаций, связанные с искажением ценностно-смысловых ориентиров деятельности и механизмов поиска адекватных путей дальнейшего развития индивида.
В сборнике научных трудов на материале романо-германских, славянских языков и языков народов Кавказа рассматриваются актуальные проблемы филологии и лингвопедагогики: парадигмы в истории языкознания, эволюция представлений в общей истории языка, вопросы лингвокультурологии и психолингвистики, когнитивной и коммуникативной лингвистики, сопоставительной лингвистики, лингвистике текста и дискурса, литературоведения, лингвометодики и лингводидактики.
В сборнике публикуются исследования как общетеоретического, так и конкретного характера, освещающие большое количество ценных сведений, которые могут быть использованы при преподавании филологических и педагогических дисциплин в высшей школе.
Сборник адресован научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам высших учебных заведений, школьным учителям, а также всем, кто интересуется вопросами теории языка и проблемами его преподавания.
В главе обсуждаются задачи развития ранней взрослости, особенности когнитивного развития и профессиональной деятельности, личностного развития и социальных взаимоотношений.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами развития современного информационного пространства.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами современных коммуникационных процессов.
Статья посвящена неразработанной проблеме севернопричерноморской эпиграфики — ранневизантийской палеографии региона. На основании всех известных памятников автор выделяет две региональные школы: херсонскую и боспорскую, и анализирует их эволюцию. Результаты анализа могут стать основанием для палеографической датировки новых надписей.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Статья посвящена критике двух работ, претендующих на то, чтобы стать введением в агиографию: выпущенного издательством ПСТГУ курса лекций Е. Н. Никулиной по предмету «Агиология», а также опубликованной издательством «AXIOMA» книги В. М. Лурье «Введение в критическую агиографию». На ряде мест показывается научная несостоятельность обеих работ.
Рецензия посвящена новому справочнику по агиографические текстам славянской письменности. Отмечаются заслуги издания и критикуются отдельные его недостатки.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.