?
Эволюция методологических подходов к изучению системы политической коммуникации
Зависимость между изменениями в области политической коммуникации и последующим изменением критериев эффективности и сущности политической пропаганды очевидны. В фокусе находится общая логика представления политической коммуникации как составляющей части политического процесса. Разработана когнитивная карта микроуровневых теорий политической коммуникации, релевантных в данном исследовании. Опыт изучения политической коммуникации можно поделить на две большие исследовательские парадигмы. Первая, представленная Г. Лассуэллом, рассматривает политическую коммуникацию как линейный и однонаправленный процесс. Вторая, представленная, например, Thompson, определяет систему политической коммуникации как многоуровневый процесс, который затрагивает различные уровни анализа и понимания.
Проследив эволюцию предметных областей в рамках теорий политической коммуникации, были выведены, во-первых, паттерны изменения в подходах к исследованию данной предметной области (взгляд на коммуникацию как линейную структуру и как на многоуровневый процесс взаимодействия), во-вторых, изменения в методологии и методике изучения массовой коммуникации. Оказывается, что во многом эти изменения зависели от междисциплинарного взаимодействия и обогащения коммуникативистики как науки новыми методами изучения (от эмпирических исследований в рамках бихевиаристской методологии до герменевтического подхода в изучении коммуникации с точки зрения конструктивизма).