• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Пансионы трудовых резервов: формирование системы школ-интернатов в 1954—1964 годах

Статья посвящена истории массовых школ-интернатов на первом этапе их существования. Основная гипотеза состоит в том, что школы-интернаты должны были синтезировать ответы на самые острые вопросы того времени: где начинается и где заканчивается личная и политическая свобода советского человека, в чем состоят его/ее основные обязанности по отношению к государству, что государство готово предоставить ему в обмен на выполнение этих обязанностей, каковы будут источники ускоренного экономического развития страны в перспективе запланированного в течение двадцати лет наступления коммунистического строя и т.д.? Автор выдвигает гипотезу, согласно которой, создание интернатов мыслилось Н.С. Хрущевым как беспрецедентный в своем роде акт освобождения советских граждан, переживших тяготы войны и первых послевоенных лет, и должно было стать столь же беспрецедентным по масштабу актом закрепощения (или – порабощения) советских детей. И хотя проект Хрущева был реализован в очень небольшой части, современные российские школы-интернаты до сих пор несут на себе его родовые черты.