• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМ ЦИКЛОМ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Черкасова В. А., Колотилова Д. Р.

Состояние и эффективность использования оборотного капитала являются главными условиями успешной деятельности любой компании. Среди вопросов, связанных с повышением эффективности деятельности компании, важное место занимают вопросы рационального использования оборотных средств. Задача управления оборотным капиталом возникает во всех отраслях экономики и на разных стадиях жизненного цикла компаний. Особое место среди элементов оборотного капитала занимает управление финансовым циклом, который объединяет все элементы оборотного капитала. Управляя финансовым циклом, можно разработать общую политику в отношении всех составляющих оборотного капитала. Проанализировано влияние финансового цикла на эффективность деятельности российских компаний на стадиях роста и зрелости. Исследование проведено на выборке из российских компаний отраслевых производств и ритейла в период с 2010 по 2015 гг. В основу методики положен количественный анализ эмпирических данных. Для достижения целей исследования использованы методы регрессионного анализа. Полученные результаты показывают, что для повышения эффективности деятельности компаниям стоит сокращать период оборачиваемости компонентов оборотного капитала. Тестирование нелинейной зависимости прибыльности компании от длины финансового цикла позволило определить оптимальную длину финансового цикла по отраслям и стадиям жизненного цикла. Результаты показали, что квадратичная зависимость подтверждается для производственных компаний на всех стадиях жизнен- ного цикла, а для ритейла — только на стадии зрелости. На стадии роста компаниям ри- тейла нужно максимально сокращать свой финансовый цикл. Оптимальный уровень длины финансового цикла для компаний производственного сектора на стадии зрелости примерно в три раза больше, чем для компаний на стадии роста. Изменения в оборотном капитале оказывают на растущие компании более сильное влияние, чем на зрелые. Это влияние должно учитываться при принятии финансовых решений и при разработке стратегии по управлению оборотным капиталом.