• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМ ЦИКЛОМ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Черкасова В. А., Колотилова Д. Р.

Состояние и эффективность использования оборотного капитала являются главны- ми условиями успешной деятельности любой компании. Среди вопросов, связанных с повышением эффективности деятельности компании, важное место занимают вопросы рационального использования оборотных средств. Задача управления оборотным капи- талом возникает во всех отраслях экономики и на разных стадиях жизненного цикла компаний. Особое место среди элементов оборотного капитала занимает управление финансовым циклом, который объединяет все элементы оборотного капитала. Управляя финансовым циклом, можно разработать общую политику в отношении всех состав- ляющих оборотного капитала. Проанализировано влияние финансового цикла на эф- фективность деятельности российских компаний на стадиях роста и зрелости. Исследо- вание проведено на выборке из российских компаний отраслевых производств и ритей- ла в период с 2010 по 2015 гг. В основу методики положен количественный анализ эм- пирических данных. Для достижения целей исследования использованы методы регрес- сионного анализа. Полученные результаты показывают, что для повышения эффектив- ности деятельности компаниям стоит сокращать период оборачиваемости компонентов оборотного капитала. Тестирование нелинейной зависимости прибыльности компании от длины финансового цикла позволило определить оптимальную длину финансового цикла по отраслям и стадиям жизненного цикла. Результаты показали, что квадратичная зависимость подтверждается для производственных компаний на всех стадиях жизнен- ного цикла, а для ритейла — только на стадии зрелости. На стадии роста компаниям ри- тейла нужно максимально сокращать свой финансовый цикл. Оптимальный уровень длины финансового цикла для компаний производственного сектора на стадии зрелости примерно в три раза больше, чем для компаний на стадии роста. Изменения в оборот- ном капитале оказывают на растущие компании более сильное влияние, чем на зрелые. Это влияние должно учитываться при принятии финансовых решений и при разработке стратегии по управлению оборотным капиталом.