• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Повседневность россиян: гражданские и потребительские практики

Богомолова Е. В., Галицкая Е. Г., Кот Ю. А., Петренко Е. С.

В статье рассматриваются различные эмпирические индикаторы повседневных со циальных практик, которые характеризуют стиль жизни современных россиян. Они позволяют идентифицировать доминирующие ориентации представителей различ ных социальных групп и населения в целом на гражданское участие, на определенный стиль жизни и потребления. В статье приводятся методики идентификации акторов гражданского участия, действующих в российском обществе. Через включенность ре спондентов в те или иные житейские повседневные практики рассматриваются раз личные стили жизни наших современников, представителей отдельных социальных кластеров. Необходимость измерения численности и изучения деятельности таких социальных групп объясняется их социальной активностью, направленной на минимизацию времени, которое затрачивается на повседневные рутинные действия с целью расширения круго зора, совершенствования профессиональных знаний и навыков, участия в гражданских инициативах. Именно эти группы являются основой для дальнейшего развития граждан ского общества в России. В статье описаны методики измерения гражданского участия в различных социальных группах. Для этого используются индексы, вычисляемые по данным массовых опросов: «Гражданский климат», «Гражданское поведение», «Потенциал гражданского участия», «Удовлетворенность жизнью». Было установлено, что чем выше значения ин дексов в отдельной социально-демографической группе, тем отчетливее у ее представи телей проявляются установка на гражданское поведение, социальную ответственность и тем большим модернизационным потенциалом они обладают. Исследование базируется на данных всероссийских репрезентативных опросов населения, проведенных Фондом «Общественное мнение» в период с 2012 по 2016 год. Также исполь зуются данные еженедельных всероссийских опросов (выборка 1500 респондентов), все российских мегаопросов (выборка 60500 респондентов), опрос жителей крупных городов России (1500 респондентов).