• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Анализ состояния разрешительной системы в Российской Федерации

В любом национальном правопорядке административная разрешительная система является важным инструментом защиты конституционного строя, прав и законных интересов граждан, общественного здоровья и нравственности, национальной безопасности государства. Существующие научные работы, посвященные российской разрешительной системе, игнорируют вопросы, связанные с оценкой количества видов разрешений и качества нормативного регулирования разрешительной деятельности. Цель проведенного  исследования - восполнить данный пробел. Анализ разрешительной системы осуществлен с  использованием как формально-юридического, так и статистического методов.

В результате были выявлены 22 формы разрешительной деятельности, которые можно условно разделить на две группы. В первую входят 9 типовых (наиболее массовых) форм разрешительной деятельности, во вторую - нетиповые формы, представляющие собой малочисленные разрешительные режимы.

Результат оценки качества нормативно-правового регулирования разрешительной деятельности показал, что надлежащее нормативное основание отсутствует в отношении 5% видов разрешений, подробное правовое регулирование - в отношении 10% видов разрешений. Административные регламенты не приняты в отношении 35% разрешений.

Изучив недостатки российской разрешительной системы, авторы пришли к выводу, что ее основные проблемы связаны с отсутствием кодифицированного законодательства о разрешительной деятельности; законодательных определений разрешительных режимов, принципов и стандартов исполнения; закрытых перечней видов разрешений; единой системы учета разрешений. В статье предложены способы решения указанных проблем.