• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Восстание культурных механизмов: протест как языковая игра

Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 2. С. 208-233.

Роль механизмов культуры в социальных изменениях — одна из ключевых тем куль-турсоциологии — анализируется в «Антропологии протеста», сборнике работ куль-турных антропологов и филологов о массовых протестах 󰀲󰀰󰀱󰀱–󰀲󰀰󰀱󰀳 годов в России. Авторы «Антропологии протеста» рассматривают протестные митинги как комму-никацию между протестующими и властью (макрокоммуникация), между участника-ми протестов (локальная коммуникация) и фокусируются на анализе высказываний, представленных на митинговых плакатах. Описываются роль и характер языковых игр в протестных высказываниях, влияние локального контекста небольших протест-ных акций («наномитинги», «Оккупай Абай» и др.) на форму и содержание политиче-ских высказываний. Работы сборника могут побудить культурсоциологов задуматься по крайней мере о двух проблемах: сложном нелинейном характере (со сгущениями, замещениями и т. д.) моральных классификаций, определяющих «социальное бессоз-нательное», а также о роли медийной среды, в которой создаются идеи и лозунги про-тестных движений, и механизмах ее воздействия. В работах Йельской школы культур-социологии моральные классификации представлены наборами бинарных оппозиций в стиле классического структурализма. Языковые игры, на которые обращают внима-ние авторы «Антропологии протеста», предполагают более сложную модель. Роль ме-диа в социальных и культурных изменениях описывалась Дж. Александером (анализ Уотергейтского скандала) с помощью модели коллективного ритуала, в рамках дюрк-геймовской традиции. Анализ циркуляции протестных текстов в социальных сетях побуждает обратить внимание на давнюю альтернативу дюркгеймовской программе, теорию Тарда о диффузии идей в межличностном взаимодействии