Статья
Ethnic Diversity and Social Capital in the Russian Context
В работе демонстрируется применение метода стохастической границы производственных возможностей для оценки эффективности некоммерческих ассоциаций. Объектом исследования выступают товарищества собственников жилья (ТСЖ), создаваемые для управления общей собственностью в жилых домах. Данные для исследования были получены с помощью опроса 82 ТСЖ в Москве и Перми. При расчете оценок эффективности и объяснении их вариаций использовалось несколько модификаций модели, результаты проверялись на робастность. Среди факторов эффективности товариществ главными оказались физическое состояние домов и специфические навыки жильцов, связанные с коллективными действиями по проблемам работы ТСЖ. В итоге можно утверждать, что, несмотря на успешную работу аналогов ТСЖ в развитых странах, они не могут во всех случаях считаться наилучшим способом управления жилыми домами, особенно в условиях недостатка соответствующих специальных навыков у людей и изношенности жилищного фонда.
В статье приводятся данные о различиях между двумя российскими регионами – Москвой и Башкортостаном – по следующим социально-психологическим показателям: воспринимаемый социальный капитал, уровень доверия, гражданская идентичность, удовлетворенность жизнью, установки на экономическое поведение.
The book includes proceedings of the conference “Business. Society. Human” (October 30–31, 2013, Moscow) organized by National Research University Higher School of Economics. The purpose of the conference: interdisciplinary analysis of actual problems of studying business in the social sciences: the relationship between business and society; social capital and trust; business and corporate culture; individual, group and organization in business; problems and prospects of business education and business consulting, etc. The book present the results of researches of trust and social capital carried out in various countries in Europe, Asia and in Russia. Authors are well-known sociologists, psychologists and economists. The results of these researches were presented at the conference. The papers are published as they were submitted by the author.
Статья посвящена представлениям об успехе и о факторах успеха слушателей программ бизнес образования. Эмпирическую базу исследования составляет социологический опрос 222 слушателей бизнес школ трех вузов города Москвы. Были опрошены слушатели программ МВА, ЕМВА и DBA. Составлена типология слушателей по представлениям об успехе. Выделенные группы различаются по представлениям о факторах успеха, об этических принципах и по причинам получения бизнес образования.
The concepts of social networks, social capital and trust play an increasingly central role in the social sciences. They have become indispensable conceptual tools for the analysis of post-industrial/late-modern societies, which are characterized by such features as the relative decline of formal hierarchies, the development of flexible social arrangements in the sphere of production and the extreme mobility of capital. This is the first book to study the interrelationships between these important concepts both theoretically and empirically. Drawing on empirical investigations from a range of diverse European social contexts, the contributors develop an economic sociology that builds on and extends established theoretical perspectives. The book opens with an introduction to the theoretical ideas: relating social capital to reciprocity, trust and social networks in line with current debates. The authors go on to discuss the concept of social embededdness, addressing the economic effects of social capital by examining the network and trust foundations of labour markets and investigating the structural limits of trusting networks. They conclude with an exploration of the impact of networking and the functioning of trust and social capital on the economic arrangements and performance of nascent capitalist economies in post-Communist Europe. This thematically unified collection by a team of distinguished contributors from across Europe provides an innovative and distinctive contribution to an expanding area of research.
В статье анализируется проблема соблюдения деловых обязательств на рынках удаленной работы. Проделанное исследование демонстрирует, что рынки удаленной работы практически полностью ускользают из правового поля и находятся в зоне неформальной экономики. Помимо низкого уровня правовой культуры в России, это объясняется пока еще скромными масштабами деятельности, не вызывающими настоятельной потребности в легализации, а также высокой технологичностью самих рынков, многие аспекты которых в настоящее время не регулируются законодательно. Агентами легализации рынка можно признать биржи удаленной работы. Они формализуют отношения между участниками, развивают механизмы контроля за соблюдением обязательств и участвуют в разрешении конфликтов в качестве третейского судьи. Однако в этом отношении русскоязычные биржи удаленной работы находятся только в начале пути, хотя в будущем их роль скорее всего будет возрастать (в пользу этой тенденции свидетельствует успешный опыт зарубежных бирж, которые прошли этот путь раньше). В условиях виртуальных контактов и слабых формальных институтов существенно повышается роль социальных связей, которые становятся важным регулятором взаимодействий и средством защиты от оппортунизма. По социальным сетям циркулирует более надежная информация о контрагентах, а отношения долговременного сотрудничества, личные знакомства и рекомендации укрепляют доверие, гарантируют исполнение обязательств.
В статье рассмотрены вопросы миграции и миграционной политики в России с точки зрения СМИ и общественного мнения.
В статье приводятся результаты исследования различных сфер личности в ситуации бездомности: ценностные ориентации, жизненные отношения, деятельность, среда бездомности. Результаты свидетельствуют о наличии ряда характеристик, присущих в той или иной степени всем бездомным людям. Полученные данные могут быть использованы для построения эффективной программы психологической ресоциализации бездомных людей. Ключевые слова: бездомные; бездомность; отношения; ценностные ориентации; личностные качества.
В 2006 году в российском антимонопольном законодательстве появилась норма о коллективном доминировании. С помощью нее антимонопольный орган предпринял очередную попытку решения проблемы выявления и доказывания параллельного поведения компаний на концентрированных рынках. Среди экспертов были как сторонники, так и противники этой нормы. В данной статье рассмотрена практика применения нормы о коллективном доминировании с момента ее принятия по сегодняшний день. Особое внимание уделяется крупнейшим делам по нефтяным компаниям. В работе анализируются ограничения и сложности применения данной нормы, а также рассматриваются альтернативные способы преследования компаний за поведение, ограничивающего конкуренцию, на концентрированных рынках.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.