• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Профессионализация родительства: между экспертным и обыденным знанием

Статья посвящена изучению профессионализации родительства как тен- денции современной российской повседневной культуры. Под професси- онализацией понимается процесс дискурсивного оформления родительства в виде сложной специализированной деятельности по уходу за детьми, требующей от матерей и отцов специализированных знаний (в области медицины, психологии, педагогики), приобретаемых ими в результате родительской социализации и обучения. Знание о том как «правильно» любить и заботиться о ребенке в обществах постиндустриального типа перестает быть унифицированным, разделяемым и транслируемым жен- щинами разных поколений. Оно усложняется и дифференцируется по форме и содержанию. Его производство и трансляция, а также контроль за при- менением монополизируется экспертами различных социальных инсти- тутов. В процессе профессионализации родительства участвуют различные социальные акторы: СМИ, государство, профессионалы и эксперты, за- нимающиеся вопросами детства. Авторы рассматривают научно-попу- лярную литературу для родителей в качестве элемента процесса профес- сионализации родительства. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что в рассматриваемых изданиях представлены экспертные системы знания, адаптированные для массового читателя. Кроме того, в них со- держится критика обыденных представлений о практиках ухода за ребен- ком, что также указывает на информационное, идеологическое и практи- ческое усложнение социокультурного концепта родительства. Предметом исследования выступают репрезентируемые в научно-популярной лите- ратуре способы выстраивания властных отношений между родителями и экспертами, которые конкурируют за приоритетное право определять и интерпретировать потребности ребенка. Используя метод дискурсивного анализа, авторами выделены три типа профессионализации родительства: (1)основанный на индивидуальном опыте, (2)основанный на професси- ональном знании, (3)основанный на «здравом смысле». исследования выступают репрезентируемые в научно-популярной лите- ратуре способы выстраивания властных отношений между родителями и экспертами, которые конкурируют за приоритетное право определять и интерпретировать потребности ребенка. Используя метод дискурсивного анализа, авторами выделены три типа профессионализации родительства: (1)основанный на индивидуальном опыте, (2)основанный на професси- ональном знании, (3)основанный на «здравом смысле».