?
Экспортный потенциал российской автомобильной промышленности: оценка направлений и объемов
Автомобильная промышленность является одной из приоритетных отраслей российского машиностроения с точки зрения развития несырьевого экспорта. Оценка ее экспортного потенциала является особенно актуальной в условиях сжатия российского авторынка и наличия значительных незагруженных мощностей. В работе на основе международных моделей поддержки экспортных решений (Export Decision Support Model) и анализа широкого круга данных проводится оценка перспективных направлений экспорта российских грузовых и легковых автомобилей в разрезе стран, а также возможных совокупных объемов прироста экспорта. С помощью системы трех последовательных фильтров исключаются страны, не соответствующие заданным критериям: фильтр №1 — оценивает общий уровень странового риска и объем экономики страны; фильтр №2 — позволяет детально оценить рыночный потенциал той или иной страны; фильтр №3 — характеризует уровень торговой доступности с точки зрения логистических затрат и торговых барьеров. В потенциальные направления экспорта были включены еще 17 стран, формально не проходящих отбор по установленным критериям, но потенциально являющимся перспективными рынками сбыта российской продукции. Далее, на основании потенциальной доле России в импорте конкретной страны, на которую могли бы претендовать производители с учетом индекса торговой доступности и средней цены автомобиля, импортируемого в каждую страну, рассчитывается оценка суммарного экспортного потенциала. В результате расчетов определены 5 наиболее привлекательных стран для экспорта автомобилей в грузовом и легковом сегментах, а суммарный экспортный потенциал оценен на уровне около 194 тыс. легковых и 30 тыс. грузовых автомобилей в год в среднесрочной перспективе.