• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Отечественная социология и медиа: ретроспективный взгляд (1765-2000)

Шариков А. В., Ермолаева О. Я.

Статья посвящена некоторым аспектам истории медиасоциологии. В России история использования средствами массовой информации опросов аудитории насчитывает 250 лет - факт, известный историкам журналистики, но практически неизвестный в социологической среде. Кратко рассматриваются основные вехи в развитии взаимодействия СМИ и исследователей-социологов в Российской Империи, СССР и Российской Федерации с 1765 года по 2000 г. Вводится понятие "модель Грушина" - модель деятельности социологического подразделения, организованного в структуре редакции крупного СМИ, которая предполагает сочетание изучения аудитории данного СМИ с опросами общественного мнения по широкому кругу социальных проблем и публикационную активность исследователей. Именно такой модели придерживался Б.А. Грушин, один из первых в СССР организовавший "Институт общественного мнения" при редакции газеты "Комсомольская правда" в 1960-1967 гг. Он проводил в регулярном режиме социологические исследования и печатал их результаты на страницах "Комсомольской правды" и в научных изданиях. Приводятся ранее не опубликованные факты из новейшей истории о деятельности социологических служб трех крупнейших телерадиокомпаний России в 1990-е гг., в том числе проведение первого в истории России экзитпола социологами Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) во время первых выборов в Государственную Думу в 1993 году.